Где предприятию найти рабочих? Воспитать их!
Как показывают данные агентств, занимающихся рекрутингом кадров, у представителей инженерных специальностей с опытом работы достаточно высокая заработная плата. К сожалению, это не является стимулом для молодых специалистов идти после получения диплома на производство. Особенно актуальна данная проблема для регионов.
С рекламных плакатов на выпускников ВУЗов смотрят топ-менеджеры, а не инженеры, и это играет свою роль в выборе места работы. На самом деле, сейчас ситуация на предприятиях совершенно иная по сравнению с советским периодом. Работа на производстве – это не грязный цех с устаревшим оборудованием, а в большинстве процесс автоматизированный и высоко технологичный. Если выпускники школ рассматривают выбор технической специальности лишь как возможность для получения бесплатного высшего образования, то ситуацию необходимо менять.
В сете поставленной задачи создания 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест к 2025 году («Стратегия России — 25 млн. новых рабочих мест») вопрос укрепления престижа рабочих специальностей выглядит суперактуальным. Как с этой задачей справляются регионы УрФО?
Свердловская область возрождает Уральскую инженерную школу
В Свердловской области Губернатор Евгений Куйвашев уделяет пристальное внимание подготовке инженерных кадров, считая необходимым учить специалистов уже со школьной скамьи. С этой целью он обратился с просьбой к Президенту РФ Владимиру Путину – оказать поддержку программе «Уральская инженерная школа».
Кружки, ориентированные на развитие технических способностей у детей школьного возраста начинают свою работу в Первоуральске. Совершенно бесплатно каждый желающий ребенок может выбрать одно направление из семи предложенных, к примеру, программирование на станках с ЧПУ. Все преподаватели — высококвалифицированные специалисты из Образовательного центра ЧТПЗ. И подобные кружки – это начальный этап в процессе реализации проекта по возрождению инженерной школы на Урале.
Совместный проект УрФУ и УГМК – лабораторный комплекс, призван обучить студентов, а также работников компании премудростям металлургического ремесла. Потратив 200 млн. рублей на создание научного центра УГМК получили возможность для подготовки квалифицированных кадров, которые в будущем станут инженерами исследователями.
Главная особенность в подготовке для УГМК студента-металлурга – это практика, которую студенты УрФУ проходят один раз в неделю в Верхней Пышме на самом предприятии. Программа практики более углубленная – она занимает 24 недели, а обычно в три раза меньше. Именно подобных практических навыков всегда не хватало выпускникам инженерных специальностей. Здесь же не с третьего курса, а уже с самой первой недели обучения студенты знакомятся с профильными дисциплинами.
Тюменская область и Зауралье делают ставку на школьников
В Тюменской области учащиеся 9-х классов начиная с 2014 года, смогут проходить обучение в агроклассе, где после окончания учебы получат специальность механизатора. Это областной проект «Агропоколение», запущенный с целью привлечения молодых кадров на работу в родных сельских поселениях. У ребят появилась возможность получить практические навыки на специальных тренажерах КамАЗа, автобуса и трактора.
На территории Курганской области завод «Старт» тоже принял решение о воспитании будущих кадров еще со школы. Нехватка специалистов подтолкнула руководство предприятия к сотрудничеству с учебными заведениями области.
Теперь будущие сотрудники «Старта» получают практические навыки на самом предприятии. Следовательно, когда молодые кадры придут на производство, они уже будут иметь не только теоретическую базу, но и практическую, что позволит более успешно влиться в рабочий процесс, минуя дорогостоящее обучение.
Возвращение к рабочей практике, которая способна показать будущим специалистам весь спектр возможностей, открывающихся на производстве, определенно даст свои результаты и позволит возродить утерянный интерес к специальности «инженер», считают чиновники и руководители предприятий УрФО.
Фото ptpit.perm