Глобализация экономики и усиление внешнеэкономических связей российских предприятий привели к тому, что при производстве продукции в некоторых отраслях они используют, по оценкам экспертов, до 85% импортных комплектующих. Не всегда это связано с отсутствием аналогичных товаров, производимых не территории России, часто случается, что приобретать сырье, узлы и детали экономически выгоднее за рубежом.

В 2010 году руководители министерства промышленности и торговли РФ заявляли о планах снижения доли импортной продукции в машиностроении до 43% к 2020 году, но сейчас планы резко поменялись и власти настаивают на ускорении процесса импортозамещения, особенно в ТЭК и ОПК.

Несмотря на то, что процесс импорта промышленной продукции не носит резкой негативной окраски и имеет конкурентные причины, высший аппарат управления государством всегда задумывается о том, чтобы как можно больше снизить долю импорта. Особенно это касается отраслей, которые являются стратегически важными для государства. Зачастую, этот процесс носит планомерный характер.

Однако, все меняется, когда существующие экономические связи рвутся, а соглашения о партнерстве нарушаются. Именно это сейчас происходит в Российской Федерации. В свете нестабильной геополитической ситуации в мире вопрос экономической безопасности и импортозамещения стал «вопросом номер один».

Например, в машиностроении максимальная доля импортной продукции еще недавно приближалась к 100%, последовательно возрастая с момента распада СССР и до 2008 года, затем этот показатель стал снижаться и в последние годы колеблется на уровне 80-85%, а в отрасли ТЭК – основной, формирующей отечественный бюджет в его доходной части для некоторых регионов страны, – 70%.

В 2010 году руководители министерства промышленности и торговли РФ заявляли о планах снижения доли импортной продукции в машиностроении до 43% к 2020 году, но сейчас планы резко поменялись и власти настаивают на ускорении процесса импортозамещения, особенно в ТЭК и ОПК.

Импортозамещение в экономике УрФО

Экономика УрФО носит сырьевой характер, в большей части концентрируясь в сфере ТЭК. Около половины производимой продукции в регионах округа – это продукция топливного комплекса, импорт оборудования в котором, как указывалось выше, очень высок. Что же означает напряженность во внешнеэкономических отношениях для отечественных нефтяников и газовиков?

Здесь все зависит от политики предприятий. Например, ОАО «Газпром нефть» рапортует о том, что 95% ресурсов, потребляемых компанией в процессе деятельности – отечественного производства, в то же время, признавая, что у компании есть зависимость от зарубежных монополистов в сфере некоторых видов оборудования.

В свете нестабильной геополитической ситуации в мире вопрос экономической безопасности и импортозамещения стал вопросом номер 1.

«Уралмаш», недавно представивший новинку своей разработки – верхний привод буровой установки, говорит о том, что по некоторым видам комплектующих альтернативы импорту пока нет. В структуре себестоимости отечественного привода – около 30% деталей имеют иностранное происхождение.

Лидеры экономики УрФО – ТЭК, черная металлургия и машиностроение, все имеют большую долю импорта в закупках и при ужесточении политики мирового сообщества по отношению к России могут пострадать. Готовы ли отечественные предприятия предложить им продукцию по программе импортозамещения?
В настоящее время это вопрос волнует власти регионов УрФО, предпринимаются определенные действия. К примеру, в Свердловской области, наряду с общегосударственной, разрабатывается собственная Программа импортозамещения.

Предлагаем Вам поучаствовать в опросе, который подготовил Бизнес-портал «Компании Урала» и выразить свое мнение об актуальности вопроса импортозамещения для Вашего бизнеса.

Считаете ли вы, что программа импортозамещения будет полезной для развития вашего бизнеса?

  • Будет полезной (53%, 110)
  • Не будет полезной (33%, 68)
  • Меня это не касается (16%, 33)

Проголосовало всего: 209

Загрузка ... Загрузка …

Фото ЖЖ