В середине октября делегация бизнесменов Тюменского делового клуба посетила полуостров Крым. Возглавили делегацию Председатель наблюдательного совета НП «Тюменский деловой клуб», генеральный директор ЗАО КК «ПРЭФИШ» Сергей Шатохин и генеральный директор Центра интегративной медицины «Русалтимед» Виктор Романенко. Вошли в нее директор по развитию ООО ПК «ФАСАД» Андрей Юрский, директор ООО «Мастерская архитектора Табанакова А.В.» Андрей Табанаков, директор по развитию тренинг-центра «Дом солнца» Ольга Старовойтова.

Площадкой переговоров стал Севастополь (на территории полуострова – два субъекта РФ: Крымская Республика и город Севастополь), где тюменцы встретились сначала с советником губернатора, представив ему свои проекты, а затем были приглашены на официальную конференцию – совещание с участием заместителя губернатора, заместителя председателя Правительства Севастополя, директора Департамента промышленности и сельского хозяйства Андрея Торгашева, представителей Законодательного собрания и различных подразделений Правительства.

Андрей Юрский

Отношение к нам стало гораздо более серьезным, когда принимающая сторона увидела, что мы приехали с уже готовыми проектами

«Наша делегация выглядела очень представительно, уровень поездки был самым высоким, – делится Ольга Старовойтова. Надо сказать, понимая, что есть бюджетные средства, «идут» сейчас в Крым многие – «ходоков» там достаточно. «Отношение к нам стало гораздо более серьезным, когда принимающая сторона увидела, что мы приехали с уже готовыми проектами», — отмечает Андрей Юрский. Об актуальных потребностях полуострова и своих деловых и жизненных впечатлениях участники делегации рассказали на «Деловой гостиной ТДК», а прокомментировать задачи и итоги визита мы попросили Сергея Михайловича Шатохина.

С.Шатохин: — Поездка готовилась долго и тщательно: была цель разговаривать на высшем уровне. Главное желание у Тюменского делового клуба – чтобы наши предприниматели смогли в числе первых «войти» в Крым со своими бизнес-идеями, проектами и творческими возможностями, могли там зарабатывать и знали – что немаловажно – что работают при этом во благо России. Нашей стране действительно важно поднять Крым. Но одному государству, без участия бизнес-сообщества, с проблемами справиться не удастся.

Мы ехали, уже зная о проблемных точках территории, заранее проанализировав и обдумав, чем мы, с нашими ресурсами и навыками, можем помочь, и в каких именно сферах помогать нужно – причем так, чтобы это было выгодно и эффективно для обеих сторон: и тюменских предпринимателей, и севастопольцев.

Сергей Шатохин

Взаимодействие идет на уровне Правительства субъекта РФ. С нами решают вопросы именно те, кто имеет право решать.

Да, деньги Крыму выделены. Но мы хорошо понимаем, что эти средства могут реально работать на людей, которые там живут, только в том случае – если они будут чьими-то руками воплощены в дело. Осознание этого привело к решению: у нас много разных компетенций – только в Тюменском деловом клубе 40 с лишним компаний абсолютно разного профиля. Более того, кто-то настолько любит Крым, что готов туда переехать, создать там «родовое гнездо». Эти люди отлично знают географию, местность, историю, реальное нынешнее состояние производственных и жилых площадок территории. И, чтобы ехать не с пустыми руками, уже подумали заранее с какими проектами туда «входить» и с какими приоритетными вопросами там можно столкнуться.

Какие вопросы экономики полуострова можно считать сейчас базовыми?
С.Шатохин: — Первоочередных вопросов, которыми крымчанам придется заниматься в первую очередь, несколько. И у тюменцев в этих темах есть серьезные наработки: у нас действительно огромный опыт, неслучайно по многим позициям наш регион лидирует по России.

EV9D2009  Прежде всего, возникает вопрос логистики – доставка, размещение, предоставление возможности кому-то воспользоваться ресурсами. Любое освоение территории начинается с того, как туда все доставить – людей, материалы – кому оказывать эти услуги и как оттуда вывозить продукцию. Необходимо продумать, посмотреть – где городскому жителю или компании проще забрать материалы, продукцию, какие есть инфраструктурные сооружения. Скажем, в советское время Севастополь активно занимался приборостроением, и сегодня власти города ставят задачу заново воссоздать эту отрасль в своем субъекте Федерации. Задаем вопрос: «У вас есть для этого площадки?» Пока видим, что офисные помещения находятся в гостиницах, больницах, в других непрофильных зданиях… Нет ни одного бизнес-центра. Это тоже логистика. В такие бизнес-центры должны как в гавань заходить и крупные, и средние, и малые фирмы. Считаем, что готовы с ними об этом разговаривать: знаем, как логистику выстроить и площадки создать, в Тюмени накоплен огромный опыт.

Сергей Шатохин

Они понимают, что в городе может очень скоро начаться строительный бум, и поэтому крайне необходимо формировать верную, основанную на законодательных нормах России, градостроительную политику.

Второй вопрос: любой инвестпроект на любой территории начинается с прединвестиционных исследований: юридически «упаковываются» земля, имеющиеся на ней объекты. Инвестор должен видеть: да, есть все документы, риски для него невелики, если он проинвестирует – у него ничего не отберут, потому что он влез в «чужое» бизнес-пространство. Причем, сейчас в Крыму эту юридическую работу необходимо сделать не так, как это было в Украине, а так, как это делается в России – в рамках российского законодательства. Конечно, мы его знаем гораздо лучше, и можем быть в этом крымчанам полезны, так как уже давно в российской юрисдикции занимаемся регистрацией прав, постановкой объектов на кадастровый учет.

В ходе поездки встречались с представителями АСИ и Законодательного собрания – и пришли к общему пониманию, что именно с этих моментов всю работу здесь надо начинать. Они признаются: «Мы не знаем доподлинно ни сколько у нас земельных участков, ни кому они принадлежат, и если бы вы начали сейчас инвентаризацию – это было бы очень здорово».

Участники делегации отмечали и потребности территории в цивилизованном строительстве…
С.Шатохин: — Все верно. Необходимо обновление генплана города. Существующий сейчас генплан Севастополя датирован 2005 годом. С тех пор много чего было построено, изменено – дороги, здания и т.д., нужна его актуализация.

EV9D2005Андрей Владимирович Табанаков, член Координационного совета по градостроительной и земельной политике Тюменской области, рассказал представителям Крыма, как застройка ведется у нас. В Тюменском регионе законодательство сформатировано так, что мы лидируем в этих вопросах в УрФО и хорошо смотримся в целом в России. Субъективизм в вопросах планирования городского пространства – когда чиновник показал пальцем и сказал «Здесь будем строить» — у нас просто невозможен. Такая позиция их тоже крайне заинтересовала. Они понимают, что в городе может очень скоро начаться строительный бум, и поэтому крайне необходимо формировать верную, основанную на законодательных нормах России, градостроительную политику. После логистики и инвентаризации это еще один приоритетный по значимости этап работы, и его можно и нужно вести параллельно с первыми этапами.

 

С какими реальными предложениями тюменская сторона выступила?
С.Шатохин: — Мы начали разговаривать о конкретных проектах, которые видим важными для первоначальной реализации. В предварительных переговорах с представителями Зак.собрания и АСИ услышали: на территории сложная ситуация с продовольственной безопасностью, если раньше многие продукты получали из Украины, то теперь неоткуда. При этом, например, мы сами видели, что в Бахчисарае мясо в три раза дешевле, чем в Тюмени, великолепное молоко, сыры, свои сладости. Говорят: «Да… но ничего к нам не везут…» Не везут – потому что сейчас в Севастополе, как когда-то в перестроечной России, все хранится в железных ящиках, нет охраняемых складов, холодильного оборудования, современных торговых площадок. То же самое с рыбной продукцией: нет единого оборудованного места, рыбного базара, где горожане ее могут купить, что для такого морского города просто странно.

Сергей Шатохин

 Сейчас в Севастополе, как когда-то в перестроечной России, все хранится в железных ящиках, нет охраняемых складов, холодильного оборудования, современных торговых площадок.

Между тем, у нас в Тюмени есть великолепный опыт: несмотря на наличие масштабных федеральных сетей, мы построили рынок «Михайловский», где многие тюменцы покупают сейчас продукты – это и дешевле, и свежее, так как прямо от производителя. Объяснили севастопольцам, что наш «Михайловский» рынок проектировал и осуществлял управление строительством как раз Андрей Табанаков, участник нашей делегации. Результат: на днях севастопольская сторона сделала официальный запрос на этот объект и выполнила наше условие – предоставить земельный участок.

На данный момент Правительство Севастополя предварительно согласовало земельную площадку (уже прислали нам выкопировку плана участка), где подобные здания можно «клонировать», построив продуктовый и рыбный базар, затем оптовые промышленные торговые помещения и склады и т.д. Мы, в свою очередь, уже направили проект рынка и соответствующее технико-экономическое обоснование. Таким образом, производимая в Крыму продукция быстрее придет в крупнейший город полуострова. Действительно важно, чтобы «заиграли» производственные ресурсы самого Крыма.

Еще один проект, вызвавший активное обсуждение, связан с развитием медицины. Здравоохранение на полуострове тоже не развивалось в последние годы, оставаясь на уровне технологий и стандартов советского времени. Виктор Романенко предложил внедрить программу «Семейный доктор», основанную на применении высокотехнологичных приборов для диагностики и лечения людей на основе ультра-современных биорезонансных методик. Этот проект также заинтересовал хозяев, в том числе, потому, что нужную аппаратуру можно делать не в Киеве, как сейчас, а прямо здесь же – используя местные ресурсы приборостроения.

С. М. ШатохинКаковы дальнейшие шаги Тюменского делового клуба и перспективы?
С.Шатохин: — Взаимодействие идет на уровне Правительства субъекта РФ. С нами решают вопросы именно те, кто имеет право решать. Нам предложено, например, создать совместное предприятие (Управляющую компанию) с «Корпорацией развития Севастополя» — чтобы обеспечить административный ресурс тем проектам, которые будут направляться из Тюменского региона. Тюменский деловой клуб там теперь знают, нашим проектам обещают внимание и поддержку.

Протокол конференции с членами Правительства Севастополя, где зафиксированы наши предложения, согласован обеими сторонами – на основании него мы готовы идти дальше. Севастополь пока – территория недостаточного развития. И перспективы для тюменского и российского бизнеса, – который уже знает, как решать те или иные вопросы, – там очень и очень большие.

Какие сложности ждут предпринимателей при вхождении на территорию полуострова?
С.Шатохин: — Прежде всего – нужно, чтобы стало понятно, где чья земля: установить право собственности, провести кадастровый учет объектов. Сегодня, в основном, все это сделано – если сделано – по украинскому законодательству, а оно от российского отличается: если в РФ все сведения аккумулируются в госреестрах, то в украинском правовом поле, например, право собственности на объект закреплялось на уровне муниципалитетов. Юридическая экспертиза – дело сложное, но именно с этого предпринимателям и властям необходимо начать, это главная проблема. Вообще же тема Крыма и перспективы территории для работы там нашего бизнеса, особенного малого и среднего, мне представляются весьма интересными. А сложности – это возможность приложить наши силы и знания.

Для справки:
Севастополь – город-регион на юго-западе Крымского полуострова на побережье Чёрного моря. Субъект Российской Федерации со статусом города федерального значения. Незамерзающий морской торговый и рыбный порт, промышленный, научно-технический, рекреационный и культурно-исторический центр. Главная военно-морская база Черноморского флота РФ.
В территорию города федерального значения входят собственно Севастополь, населённый пункт Балаклава, город Инкерман, посёлок Кача и 39 сельских населённых пунктов. Общая площадь города как региона – 1079,6 кв.км., из них 863,5 кв.км – суша (застройка, с/х зона, леса и горы), 57 кв.км занимают подразделения ВМФ России; 216 кв.км – акватории морских бухт.
Население по официальным данным – 346 070 человек, в их числе русские, украинцы, белорусы, армяне, татары, крымские татары, евреи, молдаване, азербайджанцы.

Итоговое заседание рабочей группы по созданию «Корпорации развития Севастополя» прошло в Правительстве Севастополя 27 сентября 2014 г. Корпорация организуется по поручению президента и председателя правительства РФ, ее единственный учредитель – Правительство субъекта РФ. Цели и задачи КРС: реализация государственной политики в области улучшения инвестиционного климата в городе федерального значения Севастополь; участие в разработке программ, способствующих улучшению инвестиционной деятельности и инвестиционной привлекательности города; поддержка развития существующих производственных предприятий во всех отраслях промышленности; оказание услуг по проведению финансово-экономического анализа инвестиционных проектов; подготовка бизнес-планов; разработка проектной документации; привлечение инвестиций в инвестиционные проекты города Севастополя.

Основой Корпорации станут госпредприятия, а войдут в нее в качестве участников самые разные частные бизнесы. По словам губернатора, председателя Правительства Севастополя Сергея Меняйло, главные направления деятельности Корпорации – это развитие в регионе широкого спектра промышленности, начиная от строительства, создания и развития индустриальных парков, заканчивая проектами по развитию портовой деятельности, морских и авиационных грузопассажирских перевозок и другим самым разным направлениям.

На въезде в Севастополь предполагается создать индустриальный парк (всего таких парков в России 101: 45 действующих и 56 проектируемых) и пригласить в него 3-4 резидентов для восстановления утраченного за последние годы «промышленного каркаса» города. Основные направления работы парка: приборостроение с высокотехнологичными производствами и высокой добавочной стоимостью производимых продуктов; фармацевтика.

Еще одна приоритетная для севастопольцев сфера – реконструкция, создание и развитие социальных и инфраструктурных объектов, в том числе, реконструкция ЖКХ. Далее КРС рассмотрит и другие направления, например, сельское хозяйство. Уже первые мероприятия, предложенные Корпорацией, призваны создать до 15 тыс. высокооплачиваемых рабочих мест, в чем город, безусловно, заинтересован.

«Важно, чтобы движение пошло. Если можно запускать проект – определяем место и запускаем. Это для нас знаково, это производства, рабочие места, налоги, зарплаты и все остальное. Критерий один – развитие», – отмечает Сергей Меняйло.

С использованием материалов Sevastopolnews

Благодарим за фото и информационное содействие Екатерину Бисимбееву и НП «Тюменский деловой клуб»