Существует ли кризис в туристической отрасли?
Начало в публикации: Как все было? Хронология событий туристического сезона-2014
Свято место пусто не бывает, и тех, кто ушел, заменят другие, не такие гиганты и «старожилы», как, к примеру «Нева», но количество предлагаемых туристических маршрутов не сократится. За уменьшение предложения можно не переживать, а вот спрос уменьшится.
Точнее, уже уменьшился. Кризис в русском мире туризма и те законодательные акты, которые планируется принять, позволят рынку немного структурироваться, перераспределиться в пользу более эффективных игроков. Это перераспределение может произойти как в сторону иностранных агентств, так и в сторону самостоятельной организации отдыха.
[pullquote title=»Михаил Мальцев»]Государство действительно пыталось помочь, делая все, чтобы свести случаи сорванных туров к минимум.[/pullquote]
Существует мнение, что кризис на рынке туризма был вызван несовершенной законодательной системой, которая практически не учитывала интересов потребителя. Как я, простой турист могу знать, застраховал туроператор свою ответственность или нет? Я ведь плачу за конечный продукт и надеюсь на тот продукт, за который заплатил. А проверять, в рамках закона ведет свою деятельность оператор или нет – не моя компетенция.
Надеемся, что эта ситуация натолкнет на правильные выводы – ведь только за два месяца «за бортом» оказалось около 50 тыс. русских граждан, которых пришлось «возвращать» домой через «Турпомощь», а сколько людей еще лишилось права на нормальный отпуск?
Если поискать, то можно в этом кризисе найти и положительные стороны – эта ситуация позволит укрепиться на рынке отечественным курортам.
Чего ждать русскому туристу после ужесточения законодательства на рынке туризма? Если увеличится взнос в «Турпомощь», да еще и риски заставят страховать в полном объеме – все это очень больно ударит по карману клиента. Как всегда, страдает потребитель.
В итоге – подорванное доверие к отечественным компаниям. Надеемся, что повышенный интерес к проблеме со стороны власти обеспечит рынок новыми игроками с достаточным запасом прочности, а простые граждане смогут не только надеяться на отдых без головной боли, но и отдохнуть.
[pullquote title=»Михаил Мальцев»]В преддверии нового сезона успокоить потребителя можно только одним способом: показывая практические шаги, благодаря которым риски для него снимаются.[/pullquote]
Повальное банкротство отечественных туроператоров не могло не вызвать беспокойства на государственном уровне. 10 сентября Дмитрий Медведев на совещании, посвященном кризису в туристическом бизнесе, призвал Роспотребнадзор совместно с Минкультуры России и другими заинтересованными федеральными органами власти, ускорить подготовку пакета документов, регулирующих туристическую отрасль и подать ему на рассмотрение до 01 октября 2014 г. пакет поправок в закон «Об основах туристской деятельности в РФ.
До 1 ноября премьер-министр поручил Минфину, Банку России и Ростуризму предоставить варианты совершенствования системы страхования рисков граждан, выезжающих за границу.
Правительство Российской Федерации 22 сентября вынесло Постановление «О внесении изменения в Правила оказания услуг по реализации туристского продукта», вступившее в силу 30 сентября 2014 года. Основная суть изменений – продажа путевок запрещена без билета обратно. Не позднее, чем за сутки до выезда, туроператор должен предоставить клиенту необходимый пакет документов, включая обратный билет домой. Это позволит клиентам гарантированно попасть домой, а не ждать «Турпомощи», сидя на чемоданах в аэропорту.
«Действительно, в преддверии нового сезона успокоить потребителя можно только одним способом: показывая практические шаги, благодаря которым риски для него снимаются. Аргументированно объяснить: почему тысячи граждан оказались летом заграницей в сложной ситуации, и почему сейчас выезжать уже безопасно, — уверен Михаил Мальцев, исполнительный директор Уральской Ассоциации Туризма, директор ООО «ЭкспоКом». – Кроме того, чтобы ответить на вопрос, существует ли кризис в туристической отрасли сегодня, важно понимать: тысячи туристов, о которых мы говорим – это много или мало?
Безусловно, в абсолютном исчислении – много, больше, чем в прошлый сезон, и все это вопиющие случаи. Но в процентном соотношении – это менее 2% от всего количества прекрасно отдохнувших за тот период людей. Это меньше, чем количество сорванных туров в Европе и не превышает количества пострадавших за 2013 год в США. Пострадали клиенты 12 компаний – из 1800, работающих в стране.
[pullquote title=»Михаил Мальцев»]Никто – ни страховые компании, ни «Турпомощь», ни общественные объединения, ни МЧС, ни Прокуратура – не были готовы к быстрым четким отлаженным действиям.[/pullquote]
Другой вопрос – насколько действенным является механизм помощи европейским и американским гражданам, оказавшимся в такой беспомощной ситуации – и насколько не эффективен он оказался у нас… Мы можем сравнить – как у нас был организован вывоз граждан, насколько все проходило цивилизованно, как выглядит система компенсации за рубежом и в нашей стране. На тот момент не было понятного сценария, никто – ни страховые компании, ни «Турпомощь», ни общественные объединения, ни МЧС, ни Прокуратура – не были готовы к быстрым четким отлаженным действиям. Это другая, следующая, проблема.
Надо сказать, государство действительно пыталось помочь, делая все, чтобы свести случаи сорванных туров к минимуму. Специалисты Ростуризма помогали в переговорах с зарубежными партнерами, с финансовыми учреждениями, было спасено несколько туроператоров и несколько тысяч наших сограждан, отпуск которых все-таки благополучно состоялся. Мы, как профессионалы, эту положительную роль государственных органов знаем и отмечаем.
А для того, чтобы ситуация в отрасли выровнялась, и туризм для россиян снова стал безопасным, мы, в первую очередь, ждем принятия нового федерального закона. Очень многое зависит от того, в каком виде он будет принят».
Интервьюировала Елена Корн
Благодарим за фото и информационное содействие Уральскую Ассоциацию Туризма
Фото в анонсе Коммерсант