Когда мы говорим «сложности ведения бизнеса», то сразу в голове появляется картинка с уставшим бухгалтером, заваленным кипой бумаг. Почему такое восприятие? Ведь эта сторона бизнеса не должна влиять на эффективность процессов и на получение прибыли! А у нас в стране это проблема, да настолько основательная, что малый бизнес не всегда в состоянии с ней справиться.

И уходят – кто в тень, кто вообще с рынка. Если посмотреть на официальную статистику зарегистрированных и ликвидированных организаций, то она пугает: когда у предпринимателя возникает идея зарегистрироваться, это значит, что он в тот момент готов был взять на себя ответственность за построение эффективного бизнес-процесса. Но почему по статистике только 25 % «идейных» остаются?

А мы его патентом!

Что по этому поводу говорит сам бизнес? А бизнес говорит: «Дайте возможность работать». Со слов одного из влиятельных топ-менеджеров Тюмени Эдуарда Омарова – содержание бизнеса за последние пять лет стало дороже в 2-3 раза. Увеличение документооборота не способствует развитию предпринимательства, а, наоборот, способствует его перемещению в тень.

Кажется, посыл бизнеса начинает доходить до правительственных умов. Одна из идей упрощения ведения бизнеса для самозанятых граждан – выдача патентов без образования юридического лица и регистрации. Хочешь официально работать сам на себя – получи патент на осуществление деятельности.

Патентирование приравнивается к зарегистрированному предпринимательству, поэтому возникает обязанность уплаты социальных взносов в Пенсионный фонд страны. Но… закачивается патент – заканчивается регистрация и гражданин опять становится обычным гражданином. Хочешь продолжать деятельность? Покупай патент снова. И никаких очередей и обходных листов в органах. По задумке чиновников, это позволит вывести из тени «кустарников».

Еще одна идея – отмена ведения бухгалтерского учета. Планируется, что это изменение будет касаться всех организаций на УСН, независимо от годового оборота. Автор законопроекта, депутат Государственной Думы Алексей Агеев, акцентировал свое внимание на том, что затраты по ведению бухгалтерии не имеют под собой оснований, а ведение книги учета доходов и расходов может осуществлять человек без специальной подготовки. Агеев надеется, что его законопроект поддержит малый и средний бизнес. Это будет способствовать снижению оттока предпринимателей из рыночной среды, что позволит выйти русскому бизнесу на новый виток развития.

А как у них?

Мы часто сравниваем себя с развитыми странами – вот, мол, у них все проще – и налоговая к ним не цепляется, и бумажек меньше. Эта информация отчасти имеет право на жизнь. Но только отчасти! Что касается регистрации – да, согласны, зарегистрироваться в странах с развитой экономикой можно за полтора часа, например, он-лайн – по интернету.

В списке таких стран – Новая Зеландия и Австралия, Сингапур и Канада, и даже Грузия к этому списку уже примыкает. Но что касается Чехии – поверьте, зарегистрироваться там намного сложнее, чем в России.

Как же состоит вопрос с налогообложением? В европейских странах настолько сложная система налогообложения, что простому гражданину не под силу в ней разобраться и тогда на помощь приходят консультанты. Если говорить о статистике, то составление отчетности в Гонконге занимает примерно 80 часов времени, в США – почти 190, в России – около 300, а в европейских странах – до 500 часов.

Да, мы не такие прогрессивные, как европейские страны, где распространен электронный документооборот, а все еще копируем один документ для разных ведомств по несколько раз. Но радует, что Правительство этот вопрос тоже беспокоит.

Еще в 2012 году, выступая на инвестиционном форуме в Москве, Владимир Путин обещал, что Россия к 2018-му году войдет в 20-ку стран в рейтинге Doing Business (рейтинг благоприятности условий ведения бизнеса), пообещав, что бухгалтер будет тратить на налоговую отчетность в три раза меньше времени, чем сейчас.

Чем проще механизм, тем реже он портится

Упростить имеющееся всегда сложно. И на ум приходят слова Николя Шамфора: «Чем проще механизм, тем реже он портится». Проще – в данном случае, синоним «эффективно».

Упростив условия ведения бизнеса, мы дадим ему возможность развиваться, не зацикливаясь на второстепенные, обслуживающие процессы. Бизнес не столько ждет инвестиций от государства, сколько ему важно получить поддержку в виде «невмешательства» в его работу.

Надеемся, что и Правительство это понимает и те меры, которые были озвучены, будут облечены в форму на законодательном уровне, и действительно будут работать.


Фото kakprosto