Малый и средний бизнес проигрывает крупным предприятиям в вопросе участия в тендерах, и подчас, это становится серьезным препятствием для развития экономики региона. Власти предпринимают некоторые попытки для устранения дисбаланса и облегчения мелкому бизнесу доступа к тендерам, но решение может также в развитии системы электронных торгов. При этом, определенные шаги навстречу нужно сделать предпринимателям.

История вопроса

Судя по опыту европейских стран, создание системы электронных торгов позволяет существенно сократить расходы государственных средств на подготовку закупок. Кроме этого, обеспечивается круглосуточный интернет-доступ к информации всех заинтересованных агентов, повышается открытость и прозрачность процесса, минимизируется бумажный документооборот; создаются конкурентные условия для поставщиков, упрощается работа органов контроля, уменьшается вероятность коррупционных схем и так далее.

В принципах построения системы электронных государственных закупок заложены единые требования к техническим стандартам, обеспечивается конфиденциальность и техническая безопасность, ведется полный контроль и вводится ответственность за нарушение законодательства в сфере электронных торгов.

Интернет-платформа для осуществления государственных торгов широко используется в нашей стране. Открытая дискуссия касается актуального вопроса проведения онлайн-торгов, создания единой специализированной системы во всемирной сети. Оговоркой являются лишь дополнительные расходы на цифровую подпись уполномоченного лица от участника торгов.

Недостатки и преимущества

Даже у такой удобной системы, как электронная, существуют определенные недостатки. Для организаций со сложной иерархией расходы растут пропорционально количеству лиц, которые визируют конкурсную документацию. То есть не все участники конкурсов готовы к таким нововведениям. К недостаткам онлайн закупок относят осложненные взаимоотношения с заказчиком, закрытость (ограничение) информации. Кроме того, остается часть пользователей Интернета с недостаточной информационно-технологической и компьютерной грамотностью.

Коммерческая сфера более восприимчива и пригодна для осуществления электронных закупок. При этом меньшая конъюнктурность оказывает непосредственное влияние на данный фактор. Условия рыночного механизма, в которых функционируют частные коммерческие субъекты, и непосредственная заинтересованность в экономичном использовании финансовых ресурсов свидетельствует в пользу применения закупок на конкурсной основе (именно в частном секторе). Подобная предусмотрительность обеспечивает огромные преимущества для продавца и покупателя ресурсов.

Эффективный прокьюремент* в системе электронных торгов

*Прокьюремент

(от англ. procurement — приобретение, поставка). П. — совокупность методов, позволяющих максимально эффективно удовлетворять потребности организации (заказчика) в продукции (товарах, работах и услугах).

Поставщик имеет все шансы сократить расходы на продвижение товара, приспособить свою политику хозяйствования к потребностям клиентов. Потребитель получает шанс в одно время и в одном месте аккумулировать информацию по всем материальным ресурсам и в тех объемах, в которых он заинтересован. При этом можно сэкономить время на рассмотрении отдельных коммерческих предложений в период посещения отраслевых выставок, визитов представителей продавца и т.д. Покупатель может сформировать портфель альтернативных поставщиков и таким образом минимизировать потенциальные потери в случае неприятия договоров поставки.

Применяя процедуру прокьюремента, организатор получает возможность отслеживать появление новых поставщиков на рынке, их условия работы, минимизировать время на самостоятельный поиск информации. Проведение закупок на конкурсной основе способствует максимальному использованию рыночных механизмов, ведь в назначенном месте и в нужное время аккумулируется множество предложений на конкретный спрос, что в условиях многосторонней осведомленности обеспечивает отбор эффективных продавцов и покупателей.

Прокьюремент, который традиционно применяется в сфере государственных закупок, широко внедряется и в частном секторе для рационального выбора поставщиков. Предприятие формирует базу для изучения последних на основе конкретных предложений, с учетом желаемого объема закупок и других критериев. Конкурсанту при формировании и представлении предложения на конкурс создаются благоприятные условия для диалога, ведь имеет место общая заинтересованность сторон в достижении компромисса.

С целью эффективного использования возможностей этой системы заказчики должны прозрачно и понятно формулировать требования по конкурсным предложениям, обеспечивать обратную связь с поставщиками. Проведение конкурсов в режиме онлайн способствует экономии ресурсов всех участников процесса.


Фото vrbiz.ru