337. ФОТО_Александр ЛипатниковНесмотря на то, что деятельность страховых компания направлена, прежде всего, на защиту прав страхователей от разнообразных рисков, споры со страховыми агентами возникают достаточно часто. Как защитить свои права и где это сделать эффективно, если вы считаете, что действия страхового агента неправомерны.

Первый шаг. Внимательно изучите текст договора страхования. К сожалению, довольно часто положения договора не изучаются клиентом должным образом перед его подписанием. В определенном проценте случаев шансов у страхователя нет изначально, так как подписанный сторонами договор говорит о полной правоте страхового агента, при этом не нарушая требования действующего законодательства.

Второй шаг. Если вы поняли, что страховой агент по условиям договора обязан выплатить вам определенную сумму, то есть закон на вашей стороне, обратитесь к нему с заявлением о выплате. Если страховой агент отказывает вам в этом, нарушает срок или занижает суму выплат, значит, мы имеем дело именно со спором с автостраховщиком. В таком случае спор необходимо разрешить.

Третий шаг. Досудебный способ урегулирования спора с автостраховщиком. Помните, что летом 2017 года были внесены существенные изменения в законодательство о страховании автогражданской ответственности. Федеральный закон от 26.07.2017 №197-ФЗ «О внесении изменений в статьи 14-1 и 24 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» предусматривает новый орган для разрешения подобных споров. Для того чтобы снизить нагрузку на российские суды, а также в целом оптимизировать систему урегулирования споров в данной отрасли, споры могут передаваться на рассмотрение специальной Комиссии по досудебному разрешению споров в ОСАГО по прямому возмещению убытков (ПВУ), созданной при Российском союзе автостраховщиков (РСА). Этот порядок в целом выгоден как для страхователей, так и для страховых агентов. При рассмотрении нововведений на стадии законопроекта Верховный суд отмечал, что «в последнее время в судах наблюдается значительный рост числа дел по искам страховых компаний, прямо возмещающих убытки, к страховщикам, которые страхуют ответственность виновников аварий, о неисполнении последними соглашений о прямом возмещении убытков». Ни для кого не секрет, что суды загружены выше нормы, и создание органов подобных этому сыграет на руку всем.

Итак, для передачи спора на рассмотрение Комиссии необходимо заявление страховщика. После его подачи спор должен быть рассмотрен в течение 20 рабочих дней. Если одна из сторон останется несогласной с выводами комиссии, спор может быть передан на рассмотрение арбитражного суда (который является органом для рассмотрения таких споров в общем порядке).

Если же в разрешение спора не будет вовлечена Комиссия при РСА, то закон предусматривает вполне конкретный порядок урегулирования спора между страхователем и страховщиком.

Четвертый шаг. Претензионный порядок. С уже упоминавшейся целью снизить нагрузку на суды, законодатель ввел так называемый обязательный досудебный порядок урегулирования споров. В перечисленных в законодательстве случаях прежде чем обратиться в суд, сторона спора должна соблюсти претензионный порядок, то есть направить другой стороне спора претензию в письменном виде. При отсутствии данной претензии исковое заявление не будет принято к рассмотрению соответствующим судом. Поэтому до того, как обратиться в суд, необходимо пройти претензионный порядок.

Для того чтобы не запутаться в юридических хитросплетениях договоров и органов по урегулированию споров, лучше уже при возникновении разногласий (в идеале – даже до этого момента) обратиться за профессиональной юридической поддержкой. Квалифицированный юрист, специализирующийся на спорах с автостраховщиками, поможет не только оформить и подать все необходимые документы в указанные органы, но и может содействовать разрешению разногласий в ходе переговоров.

Александр Липатников, адвокат