Кто помогает россиянам развиваться: коллеги, родители или психологи?

Теме наставничества было посвящено всероссийское исследование, проведенное Центром знаний «Машук» и АЦ ВЦИОМ. Выяснилось, что 44% граждан хотели бы иметь собственного ментора. Итоги этого крупного проекта были представлены 12 ноября на пресс-конференции в пресс-центре ТАСС. В онлайн-опросе участвовали 4005 человек в возрасте от 8 до 60 лет.
Результаты исследования показывают, что почти половина жителей страны (44%) выразили желание иметь наставника. Особенно заметен запрос среди молодёжи: 68% участников до 30 лет заявили о необходимости поддержки более опытного человека. Среди представителей старшего поколения (45–60 лет) аналогичный показатель достиг 59%.
Как сообщил генеральный директор Фонда содействия изучению общественного мнения и председатель Общественного совета при Министерстве труда и социальной защиты РФ Константин Абрамов, у 77% россиян наставник есть или был ранее. Чаще всего — в 60% случаев — в этой роли выступают коллеги, которые помогают адаптироваться и развиваться профессионально. Родителей и опекунов назвали наставниками 38% респондентов, педагогов школ и вузов — 37%. Родственников отметили 27% участников, а психологов — 6%.
Эксперты выделили тройку самых распространённых наставников среди россиян: коллеги (60%), родители (38%) и учителя (37%). Лишь 18% опрошенных рассматривают в качестве менторов друзей. При этом женщины значительно чаще мужчин выбирают в наставники психологов — 8% против 4%.
По словам генерального директора Центра знаний «Машук» и заместителя гендиректора Российского общества «Знание» Антона Серикова, 65% граждан ищут наставника прежде всего для карьерного и профессионального роста. Для эмоциональной поддержки и помощи в принятии решений ментор необходим 36% россиян. Также участники исследования отмечали потребность в наставниках для достижения спортивных результатов и решения вопросов, связанных с семьёй или личной жизнью.
Большинство — 94% респондентов — уверены, что наставник должен быть старше по возрасту. Во всех возрастных группах доля тех, чей наставник старше, превышает 90%. Менторы своего возраста есть только у 16% опрошенных. При этом для 85% россиян пол наставника не является принципиальным.
Среди наиболее значимых качеств идеального наставника респонденты назвали стремление к развитию (74%), умение общаться (70%), терпение (56%) и практический опыт (55%). Финансовое положение наставника не считается определяющим фактором его эффективности.
Хотя большинство заявляет, что пол ментора не играет роли, на практике россияне чаще выбирают наставника своего пола. Так, половина мужчин имела наставником исключительно мужчину, а среди женщин 42% обращались только к женщинам-наставникам.
О развитии института наставничества в стране рассказал председатель Комитета Госдумы РФ по молодёжной политике и член наблюдательного совета Центра «Машук» Артём Метелев. Он отметил, что в Трудовом кодексе РФ появилась отдельная статья, посвящённая наставничеству в сфере труда. Кроме того, трёхсторонняя комиссия по трудовым отношениям разрабатывает для работодателей рекомендации по внедрению и поддержке наставнических программ.