Лариса Невидайло: «Я человек из бизнеса, мне всегда нужен результат»
«Год назад я сказала себе: если я и моя служба не принесем результата – меня на этом посту не будет. Но сегодня я здесь. И за год работы реально поняла, насколько наша служба необходима и полезна,» — с такого признания Лариса Невидайло, бизнес-омбудсмен Тюменской области, начала свою пресс-конференцию: 10 сентября региональная служба Уполномоченного по защите прав предпринимателей отметила первую годовщину со дня образования.
[pullquote title=»Лариса Невидайло»]Изначально я всегда на стороне бизнеса, и это неслучайно: сама была предпринимателем 22 года.[/pullquote]
Видеоотчет о деятельности службы показал живые «истории успеха» в работе по обращениям конкретных предпринимателей и напомнил, как это было «в первый раз» — когда к «адвокату бизнеса» пришел Ринат Садыков, генеральный директор ООО «СеверШина». Осень 2013 года могла стать последней в жизни этого небольшого предприятия: из-за реконструкции дороги подъездные пути к нему должны были быть перекрыты, а для придорожного сервиса это означало бы верную смерть бизнеса. В итоге область могла бы лишиться налогоплательщика, а 18 человек – работы. Решить проблему самостоятельно у Рината Садыкова не получилось. Помогло только обращение к Уполномоченному по защите прав предпринимателей. Это был первый месяц работы нового института – и первая победа, которая вдохновила.
За год работы Уполномоченным принято 130 обращений от предпринимателей, из них 44% — жалобы тюменских бизнесменов, 35% — ходатайства о консультации, 13% — предложения и 8% — иные обращения. Наиболее активно предприниматели заявляют о нарушениях их прав со стороны территориальных подразделений федеральных органов власти (таких обращений было 73). Это неудивительно, поскольку именно они осуществляют большинство контрольно-надзорных функций. На втором месте среди «обидчиков» – власти муниципальные (45 обращений), наименьшее количество жалоб на власти регионального уровня – их было 13.
Чаще всего за защитой своих прав обращались представители малого и среднего бизнеса Тюмени и Тюменского района. Были активными и бизнесмены из других населенных пунктов: за этот год Лариса Невидайло посетила с рабочими визитами все 26 муниципальных образований региона. Кроме того, за это время омбудсмен организовала и провела 16 просветительских мероприятий, около 600 встреч с предпринимателями, включая 234 личных приема.
[pullquote title=»Лариса Невидайло»]Мы все видим, какой объем работы в регионе ведется, идет противодействие коррупции, подписываются хартии. Нужно идти в ногу со временем, развиваться, не ждать милостей от природы. [/pullquote]
Еще одно направление работы Уполномоченного – законотворчество. Результат – две реализованные законодательные инициативы: при участии тюменского омбудсмена были «поправлены» два закона: федеральный 38-ФЗ «О рекламе» (в части расширения рекламы медицинских учреждений») и региональный – Закон Тюменской области № 168 «О квотировании рабочих мест» (в части снятия обязанности по заключению трехсторонних договоров, которая имела характер административного барьера). Сейчас в работе – 4 предложения по внесению изменений в действующее законодательство.
«Изначально я всегда на стороне бизнеса, и это неслучайно: сама была предпринимателем 22 года, — делится Лариса Кирилловна. – Поэтому вместе с командой ищем малейшие правовые зацепки, чтобы повернуть дело в пользу предпринимателя. Но только когда речь идет о добропорядочном бизнесе. Защищать же нарушителей мне не позволят совесть и чувство справедливости. Конечно, достаточно встречаем фактов превышения полномочий определенными должностными лицами. Кроме того, в основе нарушений прав предпринимателей часто лежит просто нежелание конкретного чиновника искать решение проблемы – когда он отказывает, потому что это легче, чем найти пути выхода.
Но, должна сказать, не все, о чем пишут предприниматели в своих обращениях, находит реальное фактическое подтверждение. Бывает так, что бизнесмены сами – по незнанию или намеренно – нарушили закон и обращаются к нам с жалобой. После правовой экспертизы документов, обработки запросов все становится на свои места. К примеру, предприниматель жаловался на незаконные действия со стороны Роспотребнадзора. Однако по факту выяснилось, что он допускал грубейшие нарушения у себя на производстве – а производство было пищевое – в итоге от этого могли бы пострадать сотни потребителей, отведавших продукцию этого предприятия. В итоге наша позиция по этому делу была подтверждена судом».
Что изменилось за этот год в самой бизнес-среде, становятся ли предприниматели более компетентными и меньше ли допускают ошибок? «Конечно! Особенно молодые бизнесмены. Они более грамотны, знают куда обратиться, как работать. В том числе и потому, что в нашем регионе активно проводится обучение предпринимателей, политика Правительства направлена на их поддержку, — рассказывает Лариса Кирилловна. – Сложнее тем, кто в бизнесе давно: тем, кто когда-то привык «решать вопросы» по звонку другу, и тем, у кого «потребленческое» отношение, когда человек считает, что кто-то ему должен. Такого сегодняшний бизнес не терпит. Мы все видим, какой объем работы в регионе ведется, идет противодействие коррупции, подписываются хартии. Нужно идти в ногу со временем, развиваться, не ждать милостей от природы. А профессиональные знания юристов нашей службы, практика и опыт в случае необходимости помогут предпринимателям практически во всех вопросах, где нарушены их права».
Для справки
Уполномоченный по защите прав предпринимателей – государственная должность региона. В Службе Уполномоченного в Тюменской области, помимо омбудсмена, 3 человека: юристы и специалист по коммуникациям. Уполномоченный рассматривает жалобы субъектов предпринимательской деятельности на решения, действия, бездействие органов власти и организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, нарушающие права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности.
Предприниматель может:
• подать жалобу на нарушение законных прав и интересов;
• рассчитывать на содействие при обращении в органы власти;
• получить консультацию;
• внести предложения по совершенствованию законов;
• участвовать в мероприятиях, проводимых Уполномоченным.