Экологические профессии: будущее уже здесь
Эксперты обсудили актуальные вопросы и перспективы развития экологических профессий
29 июня 2021 года состоялась онлайн-конференция «Экологические профессии будущего» в рамках создания эколого-просветительского центра «Яуза»*. Мероприятие было организовано экоцентром «Яуза» и ГАУ «Парк Яуза» при поддержке Комплекса городского хозяйства города Москвы. В обсуждении приняли участие 26 спикеров и более 350 слушателей — руководители и менеджеры отделов HR компаний, специалисты в области экологии и природопользования, участники общественных движений и организаций, преподаватели и студенты высших учебных заведений, руководители и основатели образовательных площадок и программ в области экологии и устойчивого развития.
По словам Александры Борисовой, специалиста HeadHunter, за неполный 2021 год вакансий экопрофессий было опубликовано на 8 % больше, чем за весь 2017 год. Она привела примеры экологических специалистов, которые требуются в современных компаниях: инженер-эколог, эколог, экопроектировщик, менеджер проектов устойчивого развития, инженер по экологической безопасности, инженер по охране труда и промышленной безопасности и др. А также топ-10 отраслей, где востребованы специалисты со знаниями в области экологии — строительство, услуги для бизнеса, добывающая отрасль, продукты питания, розничная торговля, нефть и газ, металлургия, логистика и перевозки, энергетика и сельское хозяйство. В продолжение этого доклада Виктория Галиакберова, руководитель экологического направления ГАУ «Парк Яуза» привела примеры тех специальностей, с которыми можно будет не только познакомиться, но и пройти тестирование и профориентацию в новом экоцентре «Яуза», посвященном экологическим профессиям будущего: экоурбанист, экопроектировщик, экодиетолог, городской фермер, агроэколог, менеджер по экотуризму и другие.
Уже давно известно, что специалисту будущего необходимы не только hard skills (профессиональные знания), но и soft skills (гибкие или надпрофессиональные знания). Однако, как отметила Екатерина Ядова, директор проектов БФ Сбербанка «Вклад в будущее», наравне с ними одним из главнейших навыков будущего является green skills – знания и навыки в области экологии и устойчивого развития. Юлия Селюкова, директор образовательных проектов БФ «Система» привела пример того, насколько тема экологии и устойчивого развития становится все более актуальной в России: «По данным Wordstat, в 2019 г. количество запросов для словосочетания «устойчивое развитие» в поисковой системе «Яндекс» составило 708076, в 2020 г. — 1205812. Это практически в 50 раз больше, чем рост в предыдущие годы».
Александра Энговатова, к.э.н., доцент экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, советник декана, рассказала про будущее рабочих мест в контексте экологической повестки. По данным BCG к 2030 году зелена экономика создаст более 24 млн. новых рабочих мест при этом 6 млн. рабочих мест будут сокращены.
Мегатренд зеленой экономики и актуальность ESG повестки влияют на рынок труда, увеличивая спрос на сотрудников, владеющих «зелеными» навыками. Однако, очень часто возникает несоответствие между тем, как обучаются сотрудники и тем, что требует экономика. И хотя образование не всегда успевает за рынком труда, тем не менее, сегодня существует целый ряд обучающих программ в области экологии и устойчивого развития, которые реализуются как на базе государственных учебных заведений, так и в формате негосударственных программ. О том, где получать знания в области экологии и устойчивого развития рассказали Наталья Рязанова (МГИМО МИД России), Василий Ерошенко (МПГУ), Александр Долгушин (Московский университет им. С.Ю. Витте), Полина Палехова (РАНХиГС), Светлана Герасимова (МИРБИС, РЭУ им. Плеханова), Ирина Тихонова (+1Платформа), Оксана Орлова-Горская (УР TSQ conculting), Александра Лавренко (Your Green Career), Юлия Дзюба (ЭкоДао), Наталия Ушакова («Российское экологическое общество»), Юлия Филаткина («Российское экологическое общество»), Владимир Марьев (Центр экологической промышленной политики Минпромторга России), Ксения Есева («Листок жизни») и Роман Саблин («Зелёный Драйвер»). Программы и подходы к обучению могут быть самыми разными, однако, все эксперты сошлись в одном — обучение будет непрерывным. Ирина Мадумарова, младший менеджер, «Делойт», СНГ привела данные исследования «Международные тенденции в сфере управления персоналом», проведенного в 2020 г. компанией Deloitte. В нем 53% организаций, заявили, что от 50 до 100% их сотрудников должны будут приобрести новые знания и навыки в течение ближайших 3-х лет. Это требования рынка труда требует от сотрудников не только повышения квалификации, но и постоянного обучения с целью приобретения новых умений.
И, конечно же, спрос рождает предложение – поэтому немаловажной темой для обсуждения стал вопрос о запросе бизнеса к профессиям устойчивого развития. Эксперты компаний Ольга Лучина («Филип Моррис Интернэшнл»), Ксения Косогорова (ПАО МТС) Юлия Брагина (Schneider Electric) и Василий Фокин (Danone), Мария Кулахметова (Dassault Systemes) и Никита Литвинов («Простое дело» ) привели примеры проектов, где необходимы экологические знания и навыки, без которых невозможно построить устойчивое будущее.
Общий вывод экспертов состоял в том, что очень важно объединять усилия как образовательных учреждений, так и компаний, чтобы создавать эффективные обучающие программы, которые помогут людям получить востребованные знания и навыки в области экологии и устойчивого развития. А это в свою очередь поможет компаниям, где будут работать такие специалисты, действовать эффективно и экологично, создавать устойчивые практики в России и в мире.
*Инновационный экоцентр «Яуза» — это современное экспозиционное пространство, которое познакомит детей и взрослых с экологическими профессиями будущего в интерактивном мультимедийном формате edutament (игровое обучение).
Запись конференции можно посмотреть по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=JGcbzq9lmhA