Российский нефтегазосервис: уйти от ручного управления
О том, почему сегодня крайне необходимо создавать в стране благоприятные правовые условия для развития нефтегазосервиса, рассказали президент Тюменской ассоциации нефтегазосервисных компаний Владимир Борисов и председатель Совета Западно-Сибирской Правовой Палаты Сергей Шатохин.
Вопрос:
Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев неоднократно высказывался о том, что, хотя процесс импортозамещения для российской экономики позволит заметно диверсифицировать её отраслевую структуру и увеличить объемы отечественного ВВП, это не является самоцелью экономического развития нашей страны. А ваши предпринимательские объединения ставят этот процесс во главу угла сегодняшних экономических преобразований. Почему?
Владимир Борисов:
— Соглашусь с Дмитрием Анатольевичем в том, что импортозамещение – это только защита отечественного рынка, наступление – создание инновационной экономики, когда мы делаем продукцию (услуги) или лучше, чем есть на мировом рынке, или вообще с наличием других потребительских свойств. Но правительство, и это очевидно в нынешней ситуации, не смогло решить задачу по такой перестройке отечественной экономики, а в мировой экономике импортные операции для России были определенным образом ограничены.
Сергей Шатохин:
— Отечественный юридический бизнес не может оставаться в стороне от работы по созданию безопасных условий для социально-экономического развития России. Некоммерческое партнерство «Западно-Сибирская Правовая Палата», объединяющее ведущие юридические и консалтинговые компании региона, считает крайне актуальным выстраивание комплекса наиболее благоприятных правовых условий для ускоренного развития отечественных мощностей нефтегазосервисных услуг и специализированного машиностроения. Именно эти сферы обеспечат устойчивое функционирование нефтегазовых компаний в Тюменской области. Сегодняшнее положение и развитие нефтегазосервиса не только законодательно не нацелено на приоритет его локализации на российской территории, но даже не имеет соответствующей идентификации этой сферы экономической деятельности в российских кодах ОКВЭД.
В ходе нашего опроса нефтегазосервисных компаний Тюменской области вопрос законодательного закрепления политической линии государства на импортозамещение в сфере нефтегазосервиса был назван в числе особо актуальных. Считаю, для развития нефтегазосервисного бизнеса необходимо:
— исключить режим «ручного» управления отраслью;
— законным образом защитить интересы отечественных подрядчиков в части получения необходимого объема сервисных работ.
Это позволит и реально конкурировать с аналогичными услугами иностранных подрядчиков.
Вопрос:
Но ведь нормы ВТО, куда вступила Россия, не позволяют предоставлять преференции отечественным предприятиям, которые не были оговорены при вступлении в эту организацию?
Владимир Борисов:
— Китай, Канада, Норвегия тоже являются членами ВТО, но там доля нефтегазосервисного рынка, отдаваемого иностранным компаниям, не превышает 30-40%. В России на нынешний момент как раз наоборот – доля отечественных компаний составляет 35%. То есть надо разобраться, какими мерами праворегулирования указанные выше страны смогли обеспечить такой позитивный результат, не нарушая норм ВТО. Хотя сегодня, глядя на то, как лихо вводятся экономические санкции США и Евросоюзом в отношении других стран, — без решения ООН, без соблюдения правил ВТО, — в голову приходит одна здравая мысль: «Надо действовать!»
Нефтегазовые компании еще не почувствовали определенный вакуум специализированных мощностей, возникающий на рынке сервисных услуг. Пока добычные промыслы работают без крупных аварий, без острого дефицита оборудования на замену устаревшего или требующего ремонта, а также под строительство новых скважин. Между тем, в отличие от предыдущих лет иностранные компании, которые в те годы замыкали на себя 2/3 объема российского рынка нефтегазосервисных услуг, а это почти 20 млрд. долларов США, сегодня практически не заключают договоров с нашими машиностроителями на поставку ранее заказываемого ими оборудования. Секторальные санкции запрещают такие поставки из-за рубежа. Таким образом, наблюдается тренд, когда добычные мощности нефтяной и газовой промышленности могут начать останавливаться.
Сергей Шатохин:
— К сожалению, у нас также есть сведения, что такие крупнейшие зарубежные компании, как, например, «Haliburton», «Schlumberger», «Baker Hughes» с начала текущего года не заказали тюменским производителям нефтегазового оборудования практически ничего. Поэтому у меня естественным образом возникает вопрос по поводу информации о приобретении «Schlumberger» крупнейшего отечественного нефтегазосервисного актива – ООО «Буровая компания Евразия». Я думаю, многие знают, что в Восточной Европе даже достаточно крупные и брендовые заводы и фирмы постепенно переставали «подавать признаки жизни» после таких поглощений конкурирующими западными компаниями.
Вопрос:
5 июня текущего года в Тюмени вашими силами планируется провести Межрегиональную конференцию по теме «Создание благоприятных правовых условий для импортозамещения в сфере нефтегазосервисных услуг». Какие конкретно задачи будут рассматриваться на этой конференции?
Сергей Шатохин:
— Программа конференции будет выстроена с учетом результатов недавнего опроса руководителей тюменских нефтегазосервисных компаний об актуальных проблемах, мешающих их развитию. Подтвердилось, что эти проблемы связаны не столько с действием западных секторальных санкций, сколько с серьезным отставанием российского законодательства в обеспечении комфортности и динамизма развития сферы нефтегазосервисного обслуживания. Поэтому планируется обсудить вопросы разработки и внедрения общероссийского нормативно-правового акта, определяющего сферу нфтегазосервиса в качестве отдельного объекта правового регулирования, нормативных актов, обеспечивающих реальные возможности импортозамещения в сфере нефтегазосервисных услуг путем конкретных мер господдержки предприятий. Кстати, именно к июню правительство РФ обещает обнародовать окончательную версию плана организации импортозамещающего процесса в нашей стране. Видимо, в июле на очередном заседании Госсовета этот план будет рассмотрен и начнет воплощаться в полной мере в жизнь.
В центр обсуждения на Конференции будут поставлены и такие актуальные для сервисников и машиностроителей вопросы, как правовая защита авторских и патентных прав нефтегазосервисных компаний, правовое обеспечение эффективных решений в сфере кадрового обеспечения их деятельности в новых экономических условиях, вопросы юридической защиты предприятий нефтегазосервиса в части своевременных расчетов с ними со стороны нефтегазовых компаний.
Владимир Борисов:
— Действительно, сроки расчетов за выполненные работы сегодня составляют 2-3 месяца после их приёмки заказчиком. Между тем государство требует выплатить НДС с этих объемов работ еще до их оплаты. Чтобы такая ситуация не загоняла нефтегазосервисные компании в полосу банкротств, по-видимому, следовало бы изменить в указанной части налоговое законодательство.
Сергей Шатохин:
— Несмотря на то, что в нашем праве определена «свобода договора» и его стороны вправе самостоятельно определять сроки расчетов по нему, мне представляется здесь уместным вспомнить о положениях антимонопольного законодательства, которые, возможно, следовало бы доработать в отношении договорного поведения на рынке нефтегазовых монополий.
Вопрос:
Кто будет участником Межрегиональной Конференции?
Владимир Борисов:
— Приглашаются руководители нефтегазосервисных компаний, машиностроительных предприятий нефтегазового профиля, специализированных научно-технических организаций, топ-менеджеры нефтяных и газовых компаний, работающие на росcийском рынке.
Предварительно проведенные переговоры показали заинтересованность в проведении данного мероприятия со стороны Национальной ассоциации нефтегазового сервиса (г. Ханты-Мансийск) и профильных предприятий других регионов РФ.
Сергей Шатохин:
— В ходе подготовки конференции планируется разработать предложения по дополнению федерального и областного законодательства новыми нормами праворегулирования сферы развития нефтегазосервиса. Учитывая крайнюю актуальность тематики конференции, мы надеемся не только на поддержку наших региональных властей, но и федеральных органов власти. Заявили о своём участии представители Минэнерго и Минпромторга России, Комитета по энергетике Госдумы РФ. Стратегическим партнером Конференции выступило ОСАО «Ингосстрах».
На обоих официальных сайтах наших некоммерческих профобъединений открыта регистрация участников Конференции.
Гостеприимный партнер Конференции — Ресторанная компания «Максим».
Деловой партнер — Тюменский филиал САО «ВСК».
Партнер — ООО «Центр лизинговых инвестиций».
Специальный информационный партнер – Компания «полное ПРАВО» (Региональный центр Консультант Плюс по Тюменской области).
Регистрация участников Межрегиональной Конференции осуществляется на сайтах:
zspp.ru, tangsk.ru.
8 (3452) 50-50-06, e-mail: mail@zspp.ru
8 (3452) 46-86-46, 64-20-40, e-mail: nptdk@mail.ru
По материалам НП «Тюменский деловой клуб» и Западно-Сибирской Правовой Палаты
фото pp.vk.me