Агрессивная сторона в буллинге
Буллинг — это сложное, системное явление. В травле страдает каждая сторона и одновременно каждая сторона вносит свой вклад в существование буллинга. И то, какой именно вклад вносит каждая сторона зависит не только от опыта человека, но и от опыта как его ближайшего окружения, так и общества в целом. Это все влияет на то, как именно ведут себя участники травли: продолжают и развивают травлю, возможно и бессознательно, или стараются выйти из этой ситуации.
Говорить об агрессоре сложно, потому что сейчас в обществе есть определённый накал, связанный с болью и страхом от столкновения с насилием. Буллер может показаться единственной «выигрывающей» стороной буллинга. Зачастую легче проявить эмпатию именно к жертве и тогда к буллеру может появиться много сильных негативно окрашенных чувств: страх, злость, обида. С сильными и сложными чувствами бывает тяжело справиться, и единственным способом управлять ими может показаться изливание их на самого агрессора путем, как ни странно, буллинга. Этот буллинг может быть любым, но важно, что это остается намеренным негативным влиянием теперь уже на буллера. И в этом ключе важно понимать, что такой буллинг — не решение проблемы. Насилие, которым является любой буллинг, никогда не бывает во благо.
Важно понимать, что действия буллера не происходят в вакууме или полной независимости от других людей. Об этом человеке нельзя говорить, как об абсолютном зле, особенно, когда буллером является ребёнок или подросток. Буллерами не рождаются, а становятся. И нельзя сказать, что это становление — осознанный и ответственный выбор ребёнка. Зачастую это попытка спасения или адаптации к тому, что происходит вокруг него и внутри. То, что у буллера есть причины агрессивного поведения, не оправдывает его. Но они делают возможным увидеть в буллере человека, у которого тоже есть проблемы.
Агрессия на буллера закономерна и важна, но в одной лишь агрессии нет решения проблемы. Агрессия даёт важный толчок к изменениям, а вектор этих изменений важно находить не в боли и страхе, которые подпитывают агрессию, а скорее в желании изменить ситуацию к лучшему для всех сторон буллинга. Это желание может появиться, если получится за словом «буллер» разглядеть человека, ребенка, нуждающегося в помощи.
Говоря о буллере и помощи ему важно помнить, что нельзя насильно помочь человеку исправиться, если он этого не хочет. Но можно создать условиях, при которых появление этого желания станет более вероятным. И эти условия нельзя создать тем же буллингом, который стал отправной точкой. Это можно сделать только через человеческое ненасильственное взаимодействие.
Автор: Анна Попова,
психолог проекта “Добрая школа”, БФ “Реликт”