Тюменские предприниматели узнали о нововведениях, которые минимизируют и облегчат их общение с налоговой
Как работать – чтобы налоговая не пришла с проверкой? Налоговики открыли некоторые «тайны» своей работы для предпринимателей на прошедшем накануне семинаре-практикуме. Сегодня предприниматель может взаимодействовать с налоговой, не выходя из кабинета. Да и сама налоговая служба выстраивает свой новый имидж – не карателя, а партнера, создающего благоприятные условия для уплаты налогов.
Участие в семинаре-практикуме «Нововведения в помощь бизнесу» приняли более полусотни предпринимателей. Семинар провели Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Тюменской области Лариса Невидайло и Управление федеральной налоговой службы по Тюменской области.
Тематика семинара задела пять принципиальных нововведений: упрощение процедуры регистрации, налоговый мониторинг, специальные налоговые режимы налогообложения для малого бизнеса, электронные сервисы ФНС России, критерии оценки рисков налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок. И если налоговый мониторинг, как согласились предприниматели, инструмент полезный, но малодоступный, в силу того, что пользоваться им могут только предприятия с совокупной суммой налогов не менее 300 миллионов рублей и со стоимостью активов не менее 3 миллиардов, то налоговые риски заинтересовали всех.
По сути, это те самые основания, которые приводят налоговиков на конкретное предприятие. Например, если налоговая нагрузка ниже среднеотраслевой, в течение 2-х и более лет фирма показывает убытки, налицо значительная доля вычетов по НДС, расходы растут быстрее, чем доходы, заработная плата ниже среднего, существуют цепочки экономически необоснованных посредников, зафиксирована миграция между разными инспекциями, а рентабельность значительно отклоняется от среднеотраслевой – то все это для предпринимателя верные признаки грядущей налоговой проверки.
«Всего этих рисков 12. Зная о них, налогоплательщик может самостоятельно оценивать свою финансово-хозяйственную деятельность, корректировать ее и осуществлять налоговое планирование», — подчеркнула начальник отдела анализа и планирования налоговых проверок УФНС России по Тюменской области Татьяна Борисова и отметила что в среднем в квартал в план проверок попадают 2-3 процента от общего количества состоящих на учете налогоплательщиков.
Еще одно нововведение в помощь бизнесу – электронные сервисы ФНС. Сейчас на официальном сайте ведомства 39 федеральных и 5 региональных сервисов. Их работу в режиме реального времени продемонстрировала начальник отдела работы с налогоплательщиками УФНС России по Тюменской области Любовь Кочеткова. Одним из самых востребованных сервисов являются личные кабинеты налогоплательщика. Их имеют 150 000 физических лиц, 130 индивидуальных предпринимателей и более пятисот юридических лиц. «Благодаря электронным сервисам взаимодействовать с налоговой можно, не выходя из дома или сидя в своем кабинете», — подчеркивает Любовь Кочеткова.
«Я помню, как в бытность свою предпринимателем мы килограммами носили документы в налоговую. Сегодня это ведомство становится современным, прогрессивным и технически оснащенным. Внедряется риск ориентированный, как в случае работы с вычетами по НДС, опробуется система предупредительной проверки в виде налогового мониторинга. По такому принципу в ближайшем будущем должна будет строиться деятельность всех контрольно-надзорных органов», — делится своими наблюдениями Лариса Невидайло.
Как подчеркнула заместитель руководителя УФНС России по Тюменской области Ольга Иванова, суть работы налоговиков сегодня не столько в контроле и надзоре, сколько в создании благоприятных условий для уплаты налогов, в обеспечении высокого качества предоставляемых госуслуг для комфортного ведения бизнеса, а также в соблюдении прав налогоплательщиков. «Для достижения этих целей налоговой службой создаются специальные инструменты, направленные на сокращение барьеров и рисков для бизнеса», — поясняетла Ольга Иванова.
Позитивные изменения в работе налоговиков отмечает и тюменский бизнес-омбудсмен. Вывод напрашивается из статистики обращений. «С налоговой службой, так или иначе, имеют дело абсолютно все предприниматели, но почти за два года работы ко мне поступила всего она жалоба. Она была связана с вопросами вынесения и отмены решений о приостановлении операций, и при взаимодействии с налоговой в кратчайшие сроки разрешилась в пользу заявителя», — отметила Лариса Невидайло, подчеркнув, что предпринимательские претензии по налоговой тематике связаны преимущественно с вопросами формирования налоговой политики, и в гораздо меньшей степени с процедурами уплаты налогов.
Благодарим за предоставленный материал Cлужбу Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Тюменской области