В отрасли грузовых перевозок меняется расстановка сил благодаря появлению новых решений для оптимизации бизнеса

Цифровизация в последнее время – наиболее частый термин в контексте развития экономики. Согласно данным отчета компании PwC «Будущее транспортно-логистического сектора», логистика входит в пятерку наиболее быстро и активно развивающихся в этом векторе сфер. В то же время, как показывает статистика, только порядка 30% компаний оценили свой уровень цифровизации как «продвинутый». Причем такая ситуация наблюдается не только в нашей стране, но и на западе.

«В Европе, в Америке многие логистические компании еще совершенно не цифровые. Водитель, вместо того, чтобы получить карту маршрута где-нибудь в айпаде, получает ее в виде списка адресов на бумажке. Вместо того, чтобы подписать инвойс цифровой подписью, опять-таки что-то надо распечатывать, куда-то нести, искать шариковую ручку… Да, все витрины у логистических компаний уже давно цифровые, но все внутренние процессы до сих делаются по старинке», — рассказал РБК+ ведущий консультант международной компании DataArt, эксперт в области IT-решений для логистики Денис Баранов.

В России «умными» автоматизированными системами (TMS – Transportation Management System и WMS – Warehouse Management System) – пользуются не только профильные игроки рынка, но и, например, ритейлеры, у которых есть свой автопарк: Х5, Магнит, Дикси и другие, а также добывающие и перерабатывающие производства, бизнес которых связан с большим объемом перевозок. При этом условная «внутренняя» цифровизация, которая происходит из желания самих компаний оптимизировать процессы, идет параллельно с внешним направлением, которым руководит государство уже в императивном порядке.

«Например, желание клиента знать точный срок доставки его заказа уже является нормой, к которой стремятся все операторы и транспортные компании. Те, кто не готов к этому, быстро окажутся «за бортом». А вот готовность работать в рамках системы обязательной маркировки товаров «Честный знак» — это императив, возложенный государством на всех игроков рынка, со сроками готовности, обязательствами и административной ответственностью. Оба этих варианта заставляют логистику меняться и трансформироваться», — отмечает директор по информационным технологиям, процессам и инновациям FM Logistic в России Дмитрий Федоров.

Вместе с цифровизацией распространяется и другое, более глобальное явление – платформенные решения. На прошедшей в Москве выставке ComTrans компания BIA-Technologies представила свой новый продукт TRAFFIC. Сервис объединяет грузоперевозчиков и отправителей и позволяет вторым найти исполнителя строго по тем критериям, которые он им задает.

«Платформа осуществляет проверку и допускает к рейсам конкретного грузоотправителя только тех перевозчиков, которые соответствуют его критериям допуска. Тем самым мы предоставляем грузоотправителю настраиваемый инструмент управления рисками», — поясняет директор продуктового офиса BIA-Technologies Антон Рудашевский.

BIA-Technologies учла при разработке многолетний опыт сотрудничества с ГК «Деловые Линии». Грузоперевозчик уже заявил, что намерен размещать на платформе внешние заявки – сервис пригодится группе компаний в особенности в периоды пиковых сезонных нагрузок.

Собственные цифровые компетенции «Деловых Линий», отмечает генеральный директор грузоперевозчика Фарид Мадани, дают не меньшую экономию, однако сотрудничество со сторонними и партнерскими платформенными сервисами — еще одна возможность оставаться в лидерах отрасли в области высокотехнологичных решений.

По оценкам представителей платформы TRAFFIC, по итогам тестового периода оборот составил порядка 15 млрд рублей. Напомним, объем рынка коммерческих автомобильных грузоперевозок в России, по данным Busines Stat, в 2018 году составил 814,9 млрд руб. (+7,7% к 2017 году).