234. ФОТО_Шабанов АрикЗа последнее время Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон N 44-ФЗ) претерпел значительное количество изменений. В частности, в 2017 году был принят ряд поправок к Закону N 44-ФЗ, многие из которых могут оказать значительное влияние на сферу госзакупок и возникающие правоотношения.

Например, с 1 января 2017 года значительно расширены функции Единой информационной системы (ЕИС). В результате таких изменений стало возможным осуществлять контроль соответствия информации в планах закупок и планах-графиках, контрактах, проектах контрактов. Подобные изменения, безусловно, позволят сделать систему госзакупок более прозрачной за счет расширенных функций контроля информации.

В 2017 году к Минфину России перешли полномочия по регулированию в сфере госзакупок. Ранее данную функцию выполняло Минэкономразвития. Данные изменения обусловлены политикой РФ, связанной с унификацией контроля и управления госзакупками.

В качестве уполномоченного органа, ответственного за работу ЕИС, назначено Федеральное казначейство. На Федеральное казначейство возлагаются дополнительные функции по выработке и согласованию с Минфином функциональных требований к ЕИС и ведение системы в части поддержки ее пользователей. Ранее эти функции были возложены на Минэкономразвития. Такая смена обусловлена нестабильной работой ЕИС, которая наблюдалась в последнее время.

Вероятнее всего, подобная смена уполномоченных органов позволит обеспечить большую устойчивость для ЕИС, поскольку ответственность за работу ЕИС сосредотачивается в одном государственном органе. Как известно Федеральное казначейство находится в ведении Минфина РФ, поэтому, можно сказать, что все функции, связанные с госзакупками, полностью перешли к Минфину России.

Можно с уверенностью говорить, что изменения, касающиеся контроля в ЕИС, положительно скажутся на состоянии рынка госзакупок за счет повышения прозрачности в сфере госзакупок и будут способствовать привлечению инвесторов.

Вместе с тем, на данный момент не представляется возможным дать объективную оценку изменениям, связанным с передачей полномочий от Минэкономразвития к Минфину РФ. Прежде всего, следует отметить, что подобные изменения вызваны политическими причинами, нежели правовыми. Последствия таких изменений будут зависеть от эффективности работы Минфина России, в частности Федерального казначейства. Результат таких изменений можно будет увидеть через несколько лет.

По опыту подобных изменений можно лишь предположить, что в ближайшее время отдельные вопросы в сфере госзакупок будут разрешаться с затруднением. Основной причиной таких затруднений является смена ведомств и, как следствие, – изменение нормативного регулирования в отдельных вопросах, курируемых министерством. Кроме того, значительное влияние на работу в сфере госзакупок может оказать и отсутствие достаточного опыта у сотрудников аппарата Минфина, которым будут поручены новые функции.

Шабанов Арик Гуршумович, кандидат юридических наук,

Управляющий партнер Prime legal LLC

https://primelegal.ru/