Приближается курортный сезон, и вопрос выбора места для отдыха становится с каждым днем все актуальней. Что же нужно, чтобы привлечь российского туриста на отечественные курорты?

Своим опытом в развитии российской сферы туризма поделился Сергей Викторович Бачнин – глава ГК «Агранта», генеральный директор курорта «Роза Хутор» и руководитель сельскохозяйственного проекта «АгриВолга».

Как отмечает девелопер Бачин, российский турист стал более зрелым, и, если раньше даже выходные на природе воспринимались не иначе как «шашлык пожарить и водки выпить», то теперь, наши соотечественники выбирают больше активный отдых и семейный туризм. Во многом этому способствовала наметившаяся тенденция стремления к здоровому образу жизни.

Соответственно, и курортам нужно подстраиваться под новые требования, повышать уровень обслуживания и комфорта. Россияне уже успели прочувствовать сервис европейских курортов, а значит теперь подменить их дешевым аналогом не удастся.

Одним из перспективных направлений развития сферы девелопер считает речной туризм. В России для этого есть все условия. Большинство российских городов строились вдоль рек и именно реки связывали населенные пункты между собой до начала строительства дорог. «Многие старые города красивы именно с воды, со стороны своих речных ворот», — говорит Сергей Викторович. «Плюс есть масса всяких активностей на воде. Это и лодки, и скутеры, и водные лыжи, купание, рыбная ловля — масса всего», — добавляет он.

Однако нет смысла говорить о развитии туризма при отсутствии инфраструктуры – мало кто захочет отправиться к достопримечательностям по бездорожью, даже, если при этом им предложат проживание в хорошем отеле.

Именно отсутствие инфраструктуры является главным препятствием для развития внутреннего туризма России желаемыми темпами. Решение данной проблемы предлагает Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 — 2018 годы)», в рамках которой бизнес-сектор занимается строительством объектов туристского назначения, а государство выделяет средства для развития инфраструктуры этих объектов.

«Для этого и нужна программа, которой в нашем случае является ФЦП, позволяющая строить инфраструктурные составляющие для конкретных туркластеров», — отмечает Сергей Бачин.

В этом году программа подходит к концу, однако, предприниматель считает, что останавливаться на достигнутом сейчас не стоит. По его словам, первые несколько лет ушли на то, чтобы и инвесторы, и государственные структуры приспособились и разобрались в программе. В данный момент «программа наконец-то устоялась. Все участники научились ей правильно пользоваться. Поэтому, безусловно, надо продолжать». Сергей Бачин предлагает продлить ФЦП еще на 20-30 лет, однако, при этом не увеличивать число проектов по регионам, а развивать уже имеющиеся.

При этом, территории должны развиваться комплексно, включая большое число средств размещения, большим количеством туристических идей в рамках проекта. «Мало построить просто гостиницу, провести электричество или канализацию. Важно, чтобы был малый туристический бизнес вокруг инфраструктуры». В качестве решения девелопер предлагает включить в ФЦП венчурную программу грантов, которая дала бы возможность развития туристского бизнеса семьям.

Большим компаниям трудно развивать небольшие проекты из-за нехватки креатива, идей и человеческих ресурсов, а у энтузиастов и людей с идеями нет для этого достаточных инвестиций. Именно поэтому в данном случае речь идет не о соинвестировании, а о программе государственных грантов, которую можно включить в ФЦП.

Для увеличения объемов инвестиций в реальную инфраструктуру, глава «Агранты» считает обязательным снизить ключевую ставку рефинансирования. В настоящее время ключевая ставка составляет 9-10% при уровне инфляции в районе 4%. Понижение показателя до 4-5% дало бы стимул для роста промышленности и инфраструктурных объектов, а также вытеснило бы с рынка спекулятивный капитал.

Сергей Бачин также отмечает важное значение продвижения и PR-поддержки туризма со стороны государства, но добавляет, что необходима также и программа визовой поддержки, которая могла бы предоставлять иностранным туристам возможность безвизового пребывания на территории России на протяжении 72 часов.

В целом же предприниматель считает, что подход к развитию туризма должен быть системным и скоординированным. Необходимо помнить, что туризм состоит из множества элементов (авиа- и круизных перевозок, индустрии гостеприимства и др.). Все эти элементы также требуют совершенствования. А для этого нужно серьезно отнестись к данному вопросу «и разработать стратегию развития на десятилетия».

Для справки — Сергей Викторович Бачин уже более десяти лет занимается проектом горнолыжного курорта «Роза Хутор» в должности генерального директора, а также через структуры ГК «Агранта» руководит двумя своими проектами, реализуемыми в рамках ФЦП – «Ярославское взморье» и «Завидово». В 2014 году «Роза Хутор» принимал у себя Олимпийские и Параолимпийские игры, а зимой 2018 года продемонстрировал рекордные показатели по количеству туристов, превысившее 900 тысяч человек.