Российской логистике не хватает специалистов
К такому выводу пришли в Уральской логистический ассоциации, проанализировав рынок соискателей и работодателей.
Современный тренд на совмещение различных навыков и умений, которые должен сочетать в себе профессионал в той или иной сфере, в полной мере проявила себя и в логистической отрасли.
«Современный логист – это сплав технолога, менеджера, финансиста, юриста и менеджера по продажам, а программы высшего образования направлены на подготовку только технологов. В экономических вузах есть специальность «торговое дело», там обучают организации продаж, заключению договоров, но не дают технологической специфики логистики. В рамках цифровизации экономики этот дисбаланс будет только усиливаться», – отметил в интервью «РГ» президент Уральской логистической ассоциации Николай Тушин.
Он рассказал, что эксперты организации тщательно исследовали предложения работы и количество резюме. Исключив дублирующие друг друга CV и соискателей рабочих специальностей, осталось 227 вакансий и 657 резюме. Разрыв в цифрах – очевиден.
По мнению бизнеса, для подготовки качественных кадров необходима отдельная программа подготовки – с непосредственным включением в нее опыта предпринимателей.
«Программы подготовки водителей-профессионалов категории «Е» нуждаются в доработке, – убежден директор по взаимодействию с отраслевыми организациями ГК «Деловые Линии» Александр Лашкевич, – Во-первых, в теоретическую часть надо включить материалы по специфике грузового транспортного средства с прицепом. Во-вторых, должно быть больше практики. В качестве отдельного курса – безопасное вождение в сложных условиях, в том числе на автостраде. Несколько уроков экономичного вождения также не будут лишними».
Напомним, что сейчас водительскую категорию «Е» можно получить только в автошколе ДОСААФ и еще лишь нескольких учебных заведениях.
Недостаток многих начинающих работников, действительно, заключается в том, что им не хватает практического опыта – а также, что еще важнее, комплексного видения того, чем они приходят заниматься. Прикладная часть может помочь начинающим специалистам быстрее адаптироваться к реальной экономике.
Другой важный аспект – это недостаточная квалификация преподавателей в ВУЗах, образование которых устарело для современных реалий. Не секрет, что существует большой разрыв между квалификаций педагога и технологиями, которые применяются на предприятиях. В ряде случаев логистический бизнес готов брать на стажировку не только студентов, но и преподавателей.
«Интернет-технологии меняют принципы развития личности, – считает Сергей Бушуев, проректор по научной работе Уральского государственного университета путей сообщения (УрГУПС). – ВУЗ, как и любое предприятие, – это место, где создается Big Data. Обработав большие данные, можно много сказать о свойствах конкретного выпускника, качестве его подготовки. Мы тратим пять миллионов рублей в год на стипендии студенческим коллективам и еще 10 миллионов на финансирование их руководителей, а предприятия никак не используют эту прикладную научную работу, хотя для них она фактически бесплатная. Работодатели ищут кандидатов в интернете, потом кадровая служба их тестирует, но все равно о возможностях сотрудника узнаешь, когда начинаешь ему зарплату начислять. Если перенести поиски на площадки учебных заведений, ошибок в наборе персонала станет меньше, и на практику будут привлекать студентов не вслепую».
Один из методов сближения системы образования и бизнес-среды – это фонды целевого капитала, благодаря которым компании могут корректировать развитие ВУЗов и совершенствовать их материально-техническую базу. Например, такой фонд уже функционирует в Санкт-Петербургском университете путей сообщения, а в декабре аналогичную структуру собирается открыть и УрГУПС. В Северной столице учредителем фонда выступила крупная логистическая компания – за два года в создание вузовской лаборатории логистики было вложено более двух миллионов рублей.