Решение Казахстана поднять с 1 апреля в 2,5 раза стоимость транзита российской нефти в Китай через казахстанский участок нефтепровода «Туймазы – Омск — Новосибирск-2» (ТОН-2) вызвало подозрения о существовании закулисной договоренности между «Роснефтью» и казахстанской стороной.

«Мы предполагаем, что там есть еще какой-то контекст за всем этим. Мы предполагаем, что Казахстан не просто так взял и повысил в 2,5 раза тарифы, это результат каких-то согласований», – заявил президент «Транснефти» Николай Токарев. «Я вам уже в январе говорил, что за счет «Транснефти» «Роснефть» решает свои проблемы. Сегодня это лишний раз находит подтверждение, только теперь уже не за счет «Транснефти», а и за счет российского бюджета», — сказал Токарев, комментируя повышение тарифов на прокачку нефти по территории Казахстана.

Ранее, в декабре 2017 года ФАС индексировала тарифы «Транснефти» на 4%, из них 0,1% — это индексация по «казахстанской петле», сообщил тогда начальник управления регулирования ТЭК ведомства Дмитрий Махонин. Против такого решения резко выступила «Транснефть», настаивая на увеличении тарифов на 21%. Глава компании Николай Токарев заявлял, что считает решение ФАС по тарифу на прокачку нефти через Казахстан в интересах «Роснефти» необоснованным: «На наш взгляд, ситуация ненормальная и вызывает удивление необоснованное решение ФАС по этому поводу». «Транснефть» оценивает ущерб от данного решения в 1,2 млрд руб. «Избирательность в пользу «Роснефти» говорит только о том, что за счет государственной компании «Транснефть» планирует уладить свои дела негосударственная компания. «Роснефть» при продаже 19% акций утверждала, что она негосударственная. То есть проблемы негосударственной компании улаживаются за счет государственной путем нанесения ущерба в размере 1,2 млрд руб.», — заявил Токарев.

«Роснефть» экспортирует в Китай по нефтепроводу ТОН-2 10 млн тонн нефти в год. Общая протяженность трубы — около 3,6 тыс. километров. Протяженность участка нефтепровода на территории Казахстана составляет около 186 км. Казахстан не затратил никаких средств на модернизацию трубы, даже расходы на электроэнергию для работы нефтеперекачивающих станций несет «Транснефть». За счет поднятия тарифа АО «Казтрансойл» получит за год около 840 млн рублей.

Эксперт ТЭК Иван Барсумин считает, что в ситуации с казахстанским транзитом можно предположить скрытую форму взятки, полученной казахами от компании «Роснефть». «Структуры Сечина использовали ФАС втемную, сначала пролоббировав принятие спорного решения, а теперь получив прямой убыток для российского бюджета. Фактически «Роснефть» забрала руками ФАС из «Транснефти» миллиард и отдала казахам с очевидным гешефтом для себя», – заявил Барсумин.

Странно выглядит, обращает внимание эксперт, что когда в недавнем прошлом Белоруссия повысила тариф на прокачку на 50%, в Роснефти это вызвало «настоящую истерику», а теперь руководство «Роснефти» ничего не комментирует. Также странно, что казахи не обращают внимание России на качество нефти. Из России в Казахстан поступает нефть с содержанием серы 1,5%, она перерабатывается внутри страны, а в Китай казахи поставляют свою нефть с содержанием серы 0,6%.

О повышении тарифа на прокачку через ТОН-2 говорится в письме АО «Казтрансойл» к вице-президенту российской трубопроводной монополии Сергею Андронову, сообщило РИА Новости. «Расчет произведен на основании тарифа на услугу АО «Казтрансойл» по перекачке нефти для транзита через территорию Республики Казахстан по казахстанскому участку магистрального трубопровода Туймазы – Омск — Новосибирск-2 в размере 4,292 тысячи тенге за одну тонну на 1 тысячу километров», — уточняется в уведомлении. Ранее стоимость услуг на транзит нефти по этому участку составляла 1,727 тыс. тенге.

Вице-премьер Аркадий Дворкович отметил, что «тарифы всегда могут быть пересмотрены». «Надо посмотреть новые обоснования, которые «Транснефть» представит. Я еще не видел…» – добавил вице-премьер.

Ситуация с прокачкой нефти через Казахстан похожа на подобные истории в СССР, когда за счет Российской Федерации дотировались национальные республики.