Почему отдать логистику на аутсорс выгодно
По прогнозам экспертов скоро объем рынка 3PL (Third Party Logistics — передача части или всех функций логистики третьей стороне) в России достигнет 220 миллиардов рублей.
Европейская компания Eye for Transport, профессионально анализирующая рынок логистики, сообщает, что 300 из 500 европейских транспортных компаний состоят в деловых отношениях по крайней мере с одним поставщиком 3PL-услуг. Для торговых компаний логистика — это не профильное направление, и результаты «Ежегодного логистического исследования 3PL» за уходящий год продемонстрировали, что аналитика 3PL помогает разработке альтернативных транспортных решений для 71% грузоотправителей.
Аналитики ГК «Деловые Линии» отмечают, что распространенность 3PL-услуг в бизнесе РФ постоянно увеличивается. За десять месяцев 2017 года выручка «Деловых Линий» в этом направлении выросла в два раза. Но российский бизнес по-разному относится к привлечению 3PL-компаний.
Некоторые компании уже давно оценили преимущества данного вида услуг, некоторые обращаются к ним, не исключая собственную логистику, а еще часть компаний до сих пор не считает целесообразным отдавать логистику на аутсорсинг и содержит собственный автопарк и склады (а значит, терпит все издержки).
Некоторые компании, работающие уже много лет и существенно вложившиеся в собственные службы, не считают целесообразным отказываться от уже осуществленных затрат и усилий. Но это может поглотить ресурсы и спровоцировать упущение выгоды.
Частичный аутсорсинг
«Складскую логистику, управление запасами и доставку товара в сеть (70%) организуем сами, на оставшиеся 30% привлекаем перевозчиков, — сообщил директор по логистике сети магазинов «Семь+Я» Алексей Мясников. — Это вопрос целесообразности: нет необходимости содержать грузовой автопарк для организации доставки товара от производителей, если на рынке эта услуга дешевле».
Вместе с тем директор по логистике отметил возможные выгоды от использования 3PL-провайдеров, которые связаны с тем, что аутсорсинг дает возможность сосредотачиваться на профильных направлениях.
«Прекрасно налаженная логистика — это важнейшее конкурентное преимущество для любой компании, и неважно, о какой логистике идет речь: закупочной, товарной или же складской. На сегодняшний день услуги 3PL-провайдеров в России, конечно, востребованы, но не во всех сегментах рынка. Скорее они интересны компаниям с большими оборотами и крупными постоянными товарными потоками — например, предприятиям нефтегазовой отрасли или сетевым торговым операторам. Им, конечно, выгоднее отдать всю логистику на аутсорсинг по модели 3PL и сосредоточиться на основной деятельности, — говорит президент Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России, генеральный директор Первой мебельной фабрики Александр Шестаков. — Мебель все же во многом уникальна, особенно если речь идет о продукции высокого качества. Несмотря на поточное производство, такая мебель изготавливается по индивидуальным заказам и точно так же осуществляется и логистика».
Шестаков также заявил, что Первая мебельная компания много времени и ресурсов формированию и совершенствованию собственного департамента логистики и в Москве и Санкт-Петербурге доставляет мебель до покупателя своими силами и за свой счет.
Запуск внутренней логистической службы — это немалые финансовые и временные затраты. Компании без опыта организации внутренней логистики может понадобиться от шести месяцев на запуск и еще не меньше 12 месяцев на отладку всех логистических процессов.
Но данный вариант при создании внутренней логистики может быть оптимальнее, чем эксплуатация давно созданной и не слишком эффективной службы. Нужно учитывать и то, что всякое изменение сопровождается этапом дублирования затрат и процессов.
Каковы же самые распространенные ошибки и сложности у компаний, самостоятельно осуществляющих логистику.
«Во-первых, растет удельная доля постоянных