По прогнозам экспертов скоро объем рынка 3PL (Third Party Logistics — передача части или всех функций логистики третьей стороне) в России достигнет 220 миллиардов рублей.

Европейская компания Eye for Transport, профессионально анализирующая рынок логистики, сообщает, что 300 из 500 европейских транспортных компаний состоят в деловых отношениях по крайней мере с одним поставщиком 3PL-услуг. Для торговых компаний логистика — это не профильное направление, и результаты «Ежегодного логистического исследования 3PL» за уходящий год продемонстрировали, что аналитика 3PL помогает разработке альтернативных транспортных решений для 71% грузоотправителей.

Аналитики ГК «Деловые Линии» отмечают, что распространенность 3PL-услуг в бизнесе РФ постоянно увеличивается. За десять месяцев 2017 года выручка «Деловых Линий» в этом направлении выросла в два раза. Но российский бизнес по-разному относится к привлечению 3PL-компаний.

Некоторые компании уже давно оценили преимущества данного вида услуг, некоторые обращаются к ним, не исключая собственную логистику, а еще часть компаний до сих пор не считает целесообразным отдавать логистику на аутсорсинг и содержит собственный автопарк и склады (а значит, терпит все издержки).

Некоторые компании, работающие уже много лет и существенно вложившиеся в собственные службы, не считают целесообразным отказываться от уже осуществленных затрат и усилий. Но это может поглотить ресурсы и спровоцировать упущение выгоды.

Частичный аутсорсинг

«Складскую логистику, управление запасами и доставку товара в сеть (70%) организуем сами, на оставшиеся 30% привлекаем перевозчиков, — сообщил директор по логистике сети магазинов «Семь+Я» Алексей Мясников. — Это вопрос целесообразности: нет необходимости содержать грузовой автопарк для организации доставки товара от производителей, если на рынке эта услуга дешевле».

Вместе с тем директор по логистике отметил возможные выгоды от использования 3PL-провайдеров, которые связаны с тем, что аутсорсинг дает возможность сосредотачиваться на профильных направлениях.

«Прекрасно налаженная логистика — это важнейшее конкурентное преимущество для любой компании, и неважно, о какой логистике идет речь: закупочной, товарной или же складской. На сегодняшний день услуги 3PL-провайдеров в России, конечно, востребованы, но не во всех сегментах рынка. Скорее они интересны компаниям с большими оборотами и крупными постоянными товарными потоками — например, предприятиям нефтегазовой отрасли или сетевым торговым операторам. Им, конечно, выгоднее отдать всю логистику на аутсорсинг по модели 3PL и сосредоточиться на основной деятельности, — говорит президент Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России, генеральный директор Первой мебельной фабрики Александр Шестаков. — Мебель все же во многом уникальна, особенно если речь идет о продукции высокого качества. Несмотря на поточное производство, такая мебель изготавливается по индивидуальным заказам и точно так же осуществляется и логистика».

Шестаков также заявил, что Первая мебельная компания много времени и ресурсов формированию и совершенствованию собственного департамента логистики и в Москве и Санкт-Петербурге доставляет мебель до покупателя своими силами и за свой счет.

Запуск внутренней логистической службы — это немалые финансовые и временные затраты. Компании без опыта организации внутренней логистики может понадобиться от шести месяцев на запуск и еще не меньше 12 месяцев на отладку всех логистических процессов.

Но данный вариант при создании внутренней логистики может быть оптимальнее, чем эксплуатация давно созданной и не слишком эффективной службы. Нужно учитывать и то, что всякое изменение сопровождается этапом дублирования затрат и процессов.

Каковы же самые распространенные ошибки и сложности у компаний, самостоятельно осуществляющих логистику.

«Во-первых, растет удельная доля постоянных затрат, что в низкий сезон может влиять на эффективность бизнеса, — отвечает генеральный директор ГК «Деловые Линии» Фарид Мадани. — Во-вторых, может иметь место неэффективное использование складов и транспорта, что ведет к увеличению логистических расходов на единицу продукции — особенно когда поток грузов идет только в одну сторону, а это обычная ситуация для почти любой розничной сети. В-третьих, может возникать внутреннее противоречие между целями логистики компании и целями бизнеса — как пример, требование бизнеса в увеличении количества поставок и уменьшении партий (когда речь идет, к примеру, о скоропортящихся продуктах питания) при прямо противоположных целях логистов».

В ГК «Деловые Линии» заявили, что востребованность 3PL у крупных бизнесов растет быстрее, чем у средних и малых. Конкурентным преимуществом 3PL-провайдера здесь может стать аналитическая поддержка, которая помогает оптимизировать процессы бизнеса вместе с процессами сугубо логистическими.

«М.Видео» выступает сторонником аутсорсинга всех непрофильных функций, в том числе логистических — компания арендует распределительные центры и привлекает перевозчиков, — рассказывает директор по управлению поставками, дистрибуцией и логистикой «М.Видео» Ирина Дементьева. — ИТ-инструменты и выстроенные тендерные процедуры позволяют получать максимальный уровень качества со стороны партнеров при четком контроле расходов. При этом мы активно инвестируем в ИТ и используем все доступные технологии, например, математические модели на основе big data, что позволяет компании эффективно управлять запасом товаров и планировать цепочки поставок».

Ирина Дементьева также дополнила, что сеть «М.Видео» считает целесообразным сотрудничество с несколькими 3PL-провайдерами.

Это не просто доставка

«Лучшее решение — это интеграция центров компетенции ритейлера и его партнеров для создания совместных процессов логистической поддержки бизнеса. Именно такая «умная» интеграция позволяет получать синергию и качественно выполнять каждодневные операции. За счет гибкого подхода «М.Видео» на фоне роста продаж в онлайне реализовала первый в России проект по сборным перевозкам в сегменте бытовой техники и электроники, — отметила Ирина Дементьева. — В результате сроки доставки товаров с центрального склада «М.Видео» в Москве до десятков городов сократились втрое».

Логистика, которая базируется на оперативных данных, может вывести бизнес на новые рынки. 3PL-оператор предоставляет аналитику спроса в зависимости от региона или местоположения и оптимизирует товаропоток на конкретных точках.

Именно аналитические возможности поспособствуют развитию малых и средних компаний, но те не всегда осознают, что 3PL-провайдер — это не только перевозки.

«Под типичными для 3PL-оператора сервисами подразумеваются услуги по проектированию и управлению цепочками поставок, ответственное хранение и складские операции, перевозка товаров и кросс-докинговые операции, — говорит Фарид Мадани. — Мы же, помимо типичных операций, предлагаем своим клиентам уникальные ИТ-решения для автоматизации процессов и интеграции с клиентом, включая, например, имитационное моделирование для проектирования цепочек поставок, управление обратной логистикой, и многое другое».

Данные сервисы могут работать и в рознице. Владельцам магазинов стоит задуматься и об онлайн-торговле, и об оптимизации торговли в офлайне. И если большие данные — все еще нечто сложное для бизнесменов старой формации, то настало самое время поставить анализ, доступный большим корпорациям, на службу малому бизнесу.