На следующей неделе стартует 4-я отраслевая конференция «Грузовые автоперевозки: вызовы и возможности», которая будет посвящена очередным проблемам в законодательстве касательно грузовых перевозок

Усилия по «обелению» рынка грузоперевозок – один из основных векторов деятельности государства в последнее время. Отчасти этой теме будет посвящена очередная международная конференция«Грузовые автоперевозки: вызовы и возможности», которая пройдет в Москве 26 и 27 марта. На мероприятии будут обсуждаться законопроекты «Об организации перевозок грузов автомобильным транспортом в Российской Федерации» и изменения в Федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» (ТЭД) и Гражданский кодекс.

Представители бизнеса утверждают, что новые инициативы со стороны властей не упрощают жизнь честным игрокам, а только усложняют, удваивая государственное регулирование сферы. Например, при создании единого государственного реестра грузоперевозчиков (напомним, заявления о том, чтобы создать такой список для снижения доли присутствия на рынке нелегальных перевозчиков, начали звучать в Госдуме в феврале этого года), не учитывается объем автопарка компаний. Причем исключение из реестра – напрямую привязывается к числу нарушений. Очевидно, что у ТК с автопарком 2000 машин будет гораздо больше нарушений, чем у организации, например, с 20 машинами.

Грузоперевозчики могут быть исключены из списка и за неоплату налогов или штрафов. Согласно законопроекту, не учитывается, что даже своевременная оплата зачастую не отражается в системах учета вовремя. Кроме того, нередко случаются и ошибки начислений. В Свердловской области в системе АСВГК было замечено немало случаев, когда на деле весогабаритные характеристики нарушены не были, хотя датчики посчитали превышения по ним. В итоге 300 постановлений было отменено в связи с некорректными показаниями рамок.

Бизнес говорит также о недостатке проекта в виде разрешительного порядка доступа к транспортно-экспедиторской деятельности, который вводит документ.

«В частности, проектом устанавливается, что хозяйствующие субъекты, осуществляющие транспортно-экспедиторскую деятельность без регистрации в реестре экспедиторов, несут административную ответственность,–рассказал «Деловому Петербургу» директор по взаимодействию с отраслевыми организациями ГК «Деловые Линии» Александр Лашкевич. –  При этом каких-либо механизмов, позволяющих выявлять таких хозяйствующих субъектов, законопроектом не предусматривается. Это фактически значит, что установленные законопроектом требования будут выполняться ограниченным кругом законопослушных экспедиторов, и проверки будут проводиться только в отношении данных экспедиторов». В итоге, обелению рынка – одной из заявленных целей нормотворчества — проект способствовать, судя по всему, не будет.

Со стороны налоговых служб отношение к вопросу от ухода от «серых схем» – несколько серьезнее.

«Что касается отраслевой чистки, то в первую очередь под ударом сферы, где больше всего серых схем и незаконных вычетов по НДС. Это строительство, транспортная отрасль, клининг и агропромышленный сектор. Недавний пример с агрохолдингами — тому подтверждение», – говорит налоговый эксперт юридической компании «Туров и партнеры» Владимир Туров. Напомним, что в ближайшее время начнет действовать система «Налог-3», а также помогают программные комплексы ФНС.

Все чаще компании-грузоперевозчики также отмечают необходимость ввести четкое разграничение между водителями-профессионалами и водителями-любителями, что значительно сократило бы количество ДТП. Во многих странах действует обязательная аттестация или сертификация для сотрудников этой должности, а в России – соответствующий законопроект отложен на неопределенный срок.