ПАО «Транснефть» – крупнейшая в мире компания по транспортировке нефти, которая в прошлом году отметила свой 25 летний юбилей. Издание «Нефть и капитал» разбирается в том, как предприятию удалось добиться таких результатов, а также оценить его ближайшие перспективы.

По мнению авторов материала, ключевую роль в успешном развитии компании сыграли Президент компании Николай Токарев и Министр энергетики РФ, а также Председатель Совета директоров Александр Новак. По результатам проведенных руководством реформ, «Транснефть» стала одним из самых эффективных предприятий в области трубопроводного транспорта нефти. По данным «Нефти и капитала», по итогам 2017 г. величина удельных операционных расходов на транспортировку нефти ПАО «Транснефть» (0,32 долл./100 ткм) в 3,9 раза ниже медианного значения по компаниям-аналогам (1,24 долл./100 ткм), а также ниже аналогичного показателя Enbridge — крупнейшей по грузообороту среди 57 зарубежных компаний-аналогов (0,38 долл./100 ткм).

Как отдельное направление работы А. Новака и Н. Токарева «Нефть и капитал» отмечает повышение эффективности капитальных затрат «Транснефти». Недавно компания обновила прогноз оптимизации программы капвложений: в отчете об устойчивом развитии за 2017 г. сообщалось о планах по оптимизации капвложений на 2017-2022 г. на 24,3 млрд руб., а уже в октябре 2017 г. на вебинаре для инвесторов была озвучена возможность оптимизации капвложений за 2018-2022 гг. на 94 млрд руб. (фактическое снижение программы капвложений за 2017 г. составило 5,1 млрд руб.).

Авторы отмечают, несмотря на то, что в начале своего пути «Транснефть» получила более 44 тыс. км советских магистральных трубопроводов, компания не остановила свое поступательное развитие: сегодня общая протяженность нефтепроводов ПАО составляет более 68 тыс. км, а грузооборот по системе за последние 25 лет вырос на 40% — это в 8 раз больше, чем у зарубежных конкурентов. Мегапроект Транснефти — нефтепровод «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО) – по сути, завершил формирование единой системы нефтепроводов в Российской Федерации.

Нацеленность на эффективность – вот что отличает компанию от ее ближайших конкурентов. «Нефть и капитал» рассказывает, что несмотря на большую географическую распределенность объектов, «Транснефть» держит высокую планку энергоэффективности: в 2017 году удельное потребление электроэнергии составило по итогам 11,34 кВт-ч/1000 ткм. При этом, средняя энергоэффективность международных аналогов составляет 13,36 кВт-ч/1000 ткм. С 2011 года потребление электроэнергии «Транснефти» снизилось на 16%, снижение удельных затрат на 100 ткм только за 2015-2017 гг. составило 6,5%.

Авторы отмечают, что требования к операционной эффективности «Транснефти», помимо прочего, были продиктованы исторически низким уровнем тарифов на транспортировку и их индексацией ниже уровня инфляции в последние годы. В результате, например, тарифы компании существенно ниже, чем у международных компний ($0,89 против $2,12 на 100 ткм, соответственно). Однако рентабельность компании все равно держится на уровне 40-50% по EBITDA, благодаря, в том числе, и высочайшей производительности труда (17,3 млн ткм/чел. против медианного значения у компаний-аналогов 7,8 млн ткм/чел.).

Несмотря на высокий уровень оптимизации затрат, «Траснефть» не идет на сокращение расходов, а наборот, относится бережно к программам по сохранению окружающей среды и поддержания высокого уровня безопасности на предприятиях, пишет «Нефть и капитал». Среднее значение по удельной аварийности на магистральных трубопроводах в мире – 1,39 аварий на 1000 км. У «Транснефти» – 0,06. Удельный объем разливов на 1000 км у аналогов – 2,78 куб. м. У «Транснефти» – 0,13.

В издании также отмечают международную деятельность «Транснефти». К примеру, журналисты рассказывают об инновационном оборудовании предприятия «Транснефть-Диаскан». Специалисты компании создали  комбинированный дефектоскоп и ультразвуковой прибор по выявлению произвольно ориентированных дефектов, не имеющий аналогов в мире. В результате, «Транснефть-Диаскан» стала признанным в мире инновационным центром внутритрубной диагностики.

«Транснефть» также является привлекательной компанией с точки зрения инвестиций, пишет «Нефть и капитал». По данным издания, за последние годы в предприятие вложились такие крупнейшие мировые фонды, как суверенный фонд королевства Саудовской Аравии, Китайская инвестиционная корпорация, Японский банк международного сотрудничества, а также РФПИ. В условиях ограниченного доступа к международному капиталу, инвестиции со стороны иностранных фондов являются большим успехом.

Все это, по мнению авторов публикации, не может не отразиться на финансовых результатах:  чистая прибыль «Транснефти» по МСФО с 2008 по 2017 г. выросла с 73 до 192 млрд руб., дивиденды – с 1,2 до 82,5 млрд руб. (с 2% до 43% чистой прибыли). Ожидается, что дивиденды за 2018 г. составят около 100 млрд руб. (50% от чистой прибыли МСФО за 2018 г.).

При этом, ожидается, что в последующие годы Транснефть сможет продолжить выплату дивидендов в размере более 50% чистой прибыли благодаря оптимизации программы капитальных затрат, дальнейшему росту внутренней эффективности и росту свободного денежного потока.