Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) принял резолюцию «Морские порты в экспортной цепи поставок российских компаний». Эксперты союза говорят об ошибочности требования Федеральной антимонопольной службы (ФАС) перевести в рубли портовые тарифы (из-за чего вырос их рублевый эквивалент в 14-15 годах) и попытки ограничения нормы прибыли стивидоров, сообщает агентство Росбалт.

В ноябре прошлого года антимонопольное ведомство выдало первое предписание стивидору за установление монопольно высоких цен на перевалку в портах. От входящего в группу «Новороссийский морской торговый порт» (НМТП) Приморского торгового порта (ПТП) антимонопольная служба потребовала установить «экономически обоснованный» тариф и перевести его долларовую ставку в рубли по курсу 2012 года (сейчас группа НМТП оспаривает это предписание в арбитражном суде). Порт стал первым стивидором, получившим такое предписание. В ФАС заявили, что, если предписание не будет исполнено, может быть отменен приказ ФСТ (ныне входит в структуру ФАС) в отношении ПТП от 2013 года, по которому служба не применяет к порту ценовое регулирование на услуги по погрузке, выгрузке, хранению грузов и предоставлению причалов.

Требование более чем странное, учитывая, что займы для реализации своей деятельности, которые берут порты, рассчитываются отнюдь не по курсу пятилетней давности.

В опросе, который провел РСПП в феврале—марте среди грузоотправителей, стивидоры и грузовладельцы отмечали отставание российских портов от конкурентов в области проведения работ по дноуглублению и модернизации навигационно-гидрографических систем, недостаточное развитие услуг буксиров и ледоколов и длительность и забюрократизированность процедур оформления грузов, пишет ИА Мосмонитор.

Выступая за ограничение рентабельности портов, а, фактически, за возврат их за порог рентабельности, команда Игоря Артемьева дает понять, что инвестиции в развитие российских портов нежелательны.

Одновременно ФАС наложил на порты огромные штрафы. На НМТП (совместное предприятие «Транснефти» и группы «Сумма») 3 апреля ФАС наложил штраф в 9,74 млрд рублей за нарушение антимонопольного законодательства. Это около 18% годовой выручке группы НМТП.

Параллельно ФАС предписала еще трем портам выплатить в общей сложности почти 17 млрд руб штрафов за «установление монопольно высоких цен на перевалку». Под раздачу помимо НМТП попали АО «ПКТ» – 4,17 млрд руб., АО «Петролеспорт» и ООО «ВСК» – 1,27 и 1,6 млрд руб. соответственно.

Денис Ворчик из «Уралсиба» назвал штрафы «неподъемными». Эксперты говорят о волюнтаристском подходе при их начислении. Если портам не удастся опротестовать штрафы в судах, то об инвестициях в портовую инфраструктуру в России можно будет забыть на долгие годы.

Необоснованные действия антимонопольной службы только уводят рынок в «серую зону». Глава ФАС как будто следует заветам своего бывшего патрона Григория Явлинского, а что было с экономикой два десятка лет назад, когда «Яблоко» еще было «на коне», все хорошо помнят. Победителей в этом противостоянии не будет, а российская экономика, и так находящаяся не в лучшем состоянии, затормозится на долгие годы.

Действия ФАС вынудили президента «Транснефти» Николай Токарев написать письмо Игорю Артемьеву, в котором он подверг жесткой критике работу ведомства. Глава «Транснефти» считает, что действия ФАС негативно влияют не только на стоимость пакета ПАО «Транснефть» в НМТП (35,5%), но и на стоимость принадлежащих государству и планируемых к приватизации акции ПАО «НМТП», что «дает возможность потенциальному покупателю приобрести эти пакеты по минимальной цене». Аналогичной позиции придерживаются ведущие аналитики рынка. По мнению Дениса Ворчика, «действия ФАС могут привести к снижению стоимости бизнеса компании в преддверии продажи 20- процентного госпакета ее акций. Сейчас акции торгуются около средневзвешенной цены за последние шесть месяцев, которая определяет минимальную цену выкупа в случае обязательного предложения».

Активность ФАС по наложению огромных штрафов на российские порты и снижению их рентабельности удивительно совпадает с планами геополитических противников России по выдавливанию страны с международных торговых путей. В одной из последних программ на радио «Свобода» украинский публицист Виталий Портников весьма недвусмысленно высказался о разработанной и реализуемой западными странами (конкретно Соединенными штатами Америки) совместно с Украиной схеме перемещения центра товарооборота из Новороссийска в Одессу. Примечательно, что кусок этой программы был оперативно удален с сайта, но остался в аудио-версии программы.

В конце марта впервые с 2008 года состоялся саммит стран ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия), где были подписаны договоры о движении к созданию зоны свободной торговли (ЗСТ) и взаимном признании таможенных процедур. Киевские власти наметили обширную программу реконструкции черноморских портов с привлечением концессионеров. Одесский порт посетили представители украинской дипмиссии США. Использовать украинские порты с этого года планируют одни из крупнейших портовых операторов в мире Hutchison Ports и DP World.