С таким прогнозом выступила эксперт агропромышленного комплекса страны.

Россия через 4-5 лет может удвоить экспорт рафинированного подсолнечного масла, доведя его до $800 млн, прогнозирует министр сельского хозяйства РФ в 2009-2012 годах Елена Скрынник.

«Россия обладает потенциалом для двукратного увеличения — с $400 млн до $800 млн — поставок на мировой рынок бутилированного подсолнечного масла», — заявила Е.Скрынник.

По ее словам, в настоящее время Россия является одним из мировых лидеров на рынке подсолнечного масла с объемом экспорта около 2 млн тонн (в сезоне 2014/2015 гг.). «Однако только 280 тыс. тонн, или 14%, зарубежных поставок приходится на более маржинальное фасованное рафинированное масло», — отметила Е.Скрынник.

Подчеркнув, что стоимость бутилированного подсолнечного масла на 30-40% выше, чем нефасованного, Е.Скрынник отметила, что «за счет введения определенных стимулирующих мер поддержки экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью, расширения его географии в течение 4-5 лет мы можем удвоить поставки переработанного масла». При этом она сообщила, что емкость мирового рынка фасованного масла превышает $3 млрд.

Как считает Е.Скрынник, в качестве ключевого механизма поддержки отечественных экспортеров следует рассматривать обеспечение со стороны государства широкого доступа на внешние рынки с помощью системы таможенно-тарифных, фитосанитарных и иных международных договоренностей. Наряду с этим большое значение будут иметь внутренние налоговые, финансовые и логистические преференции компаниям-поставщикам.

Е.Скрынник привела в пример опыт Турции, которая на сегодня является одним из глобальных лидеров по экспорту рафинированного масла, зарабатывая почти $700 млн ежегодно. При этом более 60% сырого подсолнечного масла Турция импортирует из России. «В результате более чем наполовину российское, по происхождению сырья, рафинированное подсолнечное масло из Турции поставляется в страны Ближнего Востока: Ирак, Сирию, Ливан и другие. Для наших экспортеров — это многомиллионная недополученная прибыль», — сказала Е.Скрынник.

В то же время Турция активно защищает свои позиции. В сентябре этого года она приняла решение о повышении пошлин на импорт переработанного подсолнечного масла с 50% до 67,5% от таможенной стоимости.

По мнению Е.Скрынник, основным целевым рынком для российского экспорта рафинированного масла являются страны Ближнего Востока и Северной Африки (MENA), которые сейчас в значительной степени ориентированы на главных конкурентов РФ — Турцию и Украину.