Особенности организации системы корпоративного управления определяют эффективность, а порой и жизнеспособность компании. Чем сложнее структура компании, чем больше у компании дочерних предприятий и филиалов, тем более сложной предстает и система корпоративного управления.

В мире нет какой-либо единой системы, позволяющей стопроцентно гарантировать эффективность системы корпоративного управления. В то же время, можно говорить о наличии определенных общих принципов, которые были разработаны Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). К этим принципам относятся распределение прав и обязанностей между участниками корпоративных отношений (руководство компании, акционеры компании) и наличие четких правил принятия управленческих решений.

Довольно часто корпоративное управление отождествляется с управлением предприятием, но в действительности это немного разные термины, поскольку под корпоративным управлением подразумевается, в первую очередь, система взаимодействия всех заинтересованных акторов. Главная цель корпоративного управления – соблюсти баланс интересов руководителей, акционеров, в нашем случае – и руководителей территориальных подразделений (филиалов).

От эффективной организации корпоративного управления зависит, к примеру, результативность в достижении поставленных целей. Легко ли этого добиться? Практика показывает, что эффективная система корпоративного управления характеризуется следующими показателями: наличие четкой стратегии компании; защита прав и интересов всех акционеров компании и ее территориальных филиалов; существование развитых механизмов контроля за деятельностью менеджеров компании; прозрачность финансовых и административных схем.

Во многих случаях компании, представляя собой структуры консервативного образца, функционируют исключительно как вертикальный механизм, в котором территориальные филиалы поставлены на службу головному офису. Получается, что территориальные подразделения обслуживают интересы центрального руководства компании. В краткосрочной перспективе такая схема деятельности может привести к большим прибылям для центрального офиса, однако в долгосрочной перспективе она обречена на многочисленные проблемы, начиная от простой неэффективности и заканчивая злоупотреблениями, дезорганизацией работы и фактическим распадом и, на мой взгляд, развалом территориальных филиалов.

Гораздо более эффективной предстает система управления, в которой территориальные филиалы наделены высокой степенью автономии в принятии решений, обладают возможностью формирования собственных стратегий, исходя из конкретных потребностей регионов. В этом случае, действуя как практически самостоятельные единицы, территориальные филиалы демонстрируют высокие показатели, их менеджеры стремятся к росту прибыли и повышению результативности, поскольку связывают с ними свое собственное благосостояние.

В то же время, отсутствие централизованного контроля со стороны головного офиса может повлечь самые негативные последствия для компании. Известно множество примеров, когда территориальные филиалы начинали действовать исключительно в своих интересах, что так же приводило к распаду структуры компании. Избежать таких последствий помогает в ряде случаев централизация системы управления, в том числе сосредоточение таких функций, как бухгалтерия и управление персоналом в центральном офисе компании.

Очень большую роль в повышении эффективности корпоративного управления играет кадровый вопрос. Особенно актуальна эта проблема для России, где, несмотря на четверть века существования рыночной экономики, высок дефицит квалифицированных менеджеров, особенно в территориальных подразделениях компаний. Поэтому многими компаниями привлекаются не только менеджеры из Москвы, но и специалисты из других государств, имеющие опыт руководства аналогичными структурами. Наиболее целесообразным вариантом представляется как раз найм профессиональных топ-менеджеров для управления центральной и территориальными структурами компании.

Дмитрий Назаров, независимый директор