Автоматизированная система весогабаритного контроля расширяется благодаря сотрудничеству грузоперевозчиков, грузоотправителей и государства.

К 2024-му году на федеральных трассах в России заработает 387 пунктов АСВГК, которые автоматически определяют вес фур. При проезде через них без остановки на скорости до 140 км/ч специальные датчики, которые встроены в дорожное полотно, определяют вес грузовика. Требования к системе контроля были разработаны перевозчиками, грузоотправителями и Минтрансом – ведомство активно и открыто обсуждает методы работы с АСВГК и принимает большинство требований компаний.

Председатель Межотраслевого экспертного совета по развитию автомобильной грузовой и дорожной отрасли (МОЭС) Борис Рыбак рассказал «Известиям», что благодаря тесному сотрудничеству складывается конструктивный диалог, полезный и важный для отрасли в целом: «Ничего подобного в прошлом не происходило. Решения о развитии такого масштабного проекта принимаются на основе требований и предложений бизнеса. Противники АСВГК — нарушители давно установленных законодательных норм. Всем честным предпринимателям понятно, что АСВГК нужна, но ее работа должна быть понятной и прозрачной. И дальше у нас есть два варианта. Первый — конструктивно предлагать жизнеспособные решения, чтобы наше мнение учитывалось, становилось частью проекта. Второй — устраивать бесконечные диспуты и вынуждать государство рубить с плеча, потому что проблему с перегрузом нужно решать, и как можно быстрее».

Борис Рыбак рассказал, что МОЭС в течение двух лет работал над  консолидацией требований бизнеса к разрабатываемому Минтрансом России паспорту АСВГК.

В последнее время вопрос весового контроля фур приобретает все большую актуальность. Только в начале октября, причем в один и тот же день, обрушились два моста – в городе Свободном Амурской области и в Дубенском районе Республики Мордовия. В обоих случаях по мостам проезжали грузовики, груженные песком с горкой. В Амурской области превышение массы автомобиля составило 44 тонны.

Причем это не предел – по подсчетам экспертов, в Вологодской области происходит порядка 150 тыс. нарушений в месяц, а перегруз достигает 30%. На сайте «Росдормониторинга» ежемесячно публикуются примеры нарушений. Так, на трассе А-121 в Ленинградской области одна и та же машина 90 раз проезжала со средним перегрузом на 80%. При нормативе в 44 тонны вес фуры при фиксации нарушения 19 сентября достигал 88 тонн.

Директор по взаимодействию с отраслевыми организациями группы компаний «Деловые Линии» Александр Лашкевич отметил, что важно обеспечить единый контроль по всей стране, причем сделать его централизованным: «В вопросе федеральной АСВГК мы предлагаем передать полномочия по выявлению нарушителей Ространснадзору, как это было сделано в этом году по «Платону». Таким образом, контроль за участниками рынка грузоперевозок будет в ведении одного ведомства, что обеспечит единый подход и возможность для отрасли получать из одного источника полноценную статистику о нарушителях по всей стране. Это в корне отличается от ситуации, когда штрафы выписываются отдельными региональными центрами».

Напомним, что сейчас автоматические весы работают уже в 16 регионах, еще порядка 30 – планируют их строительство. Компании намерены объединить требования к разрозненным системам, сделать их едиными и, таким образом, обеспечить одинаковый контроль за нарушителями.

О необходимости синхронизировать АСВГК, которая будет создана на федеральных трассах, с региональной сетью говорил и первый замглавы Минтранса Иннокентий Алафинов. В рамках Международной специализированной выставки «Дорога 2018» он заявил: «Как только появится система весового контроля на федеральном уровне, те, кто нарушает закон, не соблюдает нормативы по весу и габаритам грузовиков, убегут на региональную сеть. Поэтому вопрос весогабарита надо синхронизировать с регионами».

Как сообщили в Минтрансе, погрешность измерения весогабаритных параметров будет учитываться в пользу грузоперевозчиков. Если характеристики будут превышены, компании будут оперативно получать SMS или письмо на электронную почту с уведомлением. Первоначально единая АСВГК будет работать в тестовом режиме: в течение трех месяцев после запуска проекта грузоперевозчиков штрафовать не будут, а будут только сообщать о превышении параметров.