Изменение законодательства также обсуждалось.


По правилам международных систем платежей (МПС), в случае банкротства поставщика товара или услуги возврат средств, ранее переведенных с карт, осуществляет именно банк-эквайер, технически осуществлявший расчет. Для возврата своих средств клиент должен обратиться к банку-эмитенту карты, а тот передаст его заявление на возврат средств банку-эквайеру. Тот возвращает средства, поскольку по правилам МПС должна отслеживать финустойчивость клиентов. Банк может попробовать вернуть свои средства в ходе банкротства поставщика услуг, но шансы на это очень малы.

Промсвязьбанк, к примеру, оценивает убытки в 750 млн рублей от продажи билетов «Трансаэро», хотя прибыль от работы с этой компанией по эквайринговому обслуживанию составляла всего 6 млн рублей в год. Один из них — возможность внесения изменений в правила МПС, которые позволили бы банкам требовать от торгово-сервисных предприятий (ТСП), продающих услуги с отсрочкой исполнения, дополнительных гарантий. Например, возможность потребителя требовать возврата денег только в течение месяца с момента покупки, начинать выплаты только с момента признания ТСП банкротом или обязать ТСП страховать ответственность.

Банкиры предложили несколько вариантов выхода из ситуации. По словам главы НП НПС, такой вариант банки обсудили с Mastercard. «Но правила нашей платежной системы не регулируют взаимоотношения между банками, ТСП и клиентами», — сообщил директор по работе с госорганами MasterCard Алексей Малиновский. Обсуждалось, например, введение страховых депозитов или отсрочки на зачисление средств банком на счёт компании, которой и предназначался платёж. В начале 2000-х гг. банк-эквайер зачислял средства, полученные от клиента, на счет ТСП не в трехдневный срок, как сейчас, а в течение двух недель или даже месяца, вспоминает директор дирекции мониторинга электронного бизнеса Альфа-банка Алексей Голенищев. Будут ли эти инициативы поддержаны, пока неясно. В госдуме и Минфине предложений не получали, в ЦБ от комментариев отказались. Банкиры готовы пойти на все, чтобы обезопасить себя от возврата средств за неоказанные услуги, пишет ufirms.ru.

В ситуации неопределенности банкиры предпочитают не платить под любым предлогом. Впрочем, учитывая активность потребителей в соцсетях, где раздаются пошаговые инструкции по возврату средств, делать это будет все сложнее.

Запрет на полеты в Египет и последовавшее за этим банкротство турфирм может разорить российские банки.


фото www.og.ru