Мария Омельченко: как снизить налоги для бизнеса в кризис

С начала 2000-х российский бизнес пережил минимум 3 крупных кризиса. Есть компании, которые не только остались после этого на рынке, но и укрепили свои позиции, масштабировались. Один из их секретов – в снижении налогового бремени легальными путями. О том, как это сделать, читайте сегодня.
Подготовительный этап
Прежде чем ратовать за снижение налогов официальными способами, нужно провести аудит внутренних процессов и документооборота на предмет наличия:
- фиктивных сделок,
- сделок с фирмами-однодневками,
- сделок без деловой цели (исключительно ради льготы).
Если подобный аудит проведет налоговая и выявит перечисленное, речь о снижении налогового бремени уже не пойдет – будут включаться штрафные механизмы.
Как снизить налоги для молодого бизнеса в кризис. Если вы только открываете бизнес, а кризис уже стучится в двери – самым верным решением будет выбрать льготную систему налогообложения. Всего их три:
- Упрощенка (упрощенная система налогообложения).
- Патентная система налогообложения.
- Налог для самозанятых – налог на профессиональный доход.
На 2022 год условия каждой таковы.
Упрощенная система налогообложения
Уплачиваемые на основной системе налог на прибыль, налог на добавленную стоимость и сборы заменены одним.
У организации в штате должно быть меньше 130 человек. Доход не должен превышать 200 млн рублей за 12 месяцев. Остаточная стоимость основных средств (машин, зданий, сооружений) – не больше 150 млн рублей. Причем, эти цифры могут увеличиваться после применения коэффициента-дефлятора. В 2022 году он составляет 1, 096.
Для юридических лиц имеются дополнительные требования:
- Участие других организаций не превышает 25%.
- Нет филиалов.
Обратите внимание! На упрощенную систему налогообложения можно перейти, не дожидаясь конца года. Нужно, чтобы прошло 9 месяцев и сумма доходов на этот момент не превышала 112,5 млн. рублей (ст. 346.12 НК РФ).
Патентная система налогообложения
ПСН актуальна только для индивидуальных предпринимателей, в основном из розницы, общепита и услуг населению (парикмахеров, строителей, ювелиров, разработчиков компьютерных программ и так далее).
НДФЛ, НДС, налог на имущество физических лиц платить не надо – все заменено одним.
Важно! Патент можно совмещать с другими системами. Так получится вести одновременно и те видам деятельности, в отношении которых патент не применяется.
Воспользоваться специальным налоговым режимом могут ИП, средняя численность наемных работников которых по всем видам предпринимательской деятельности за налоговый период, не превышает 15 человек, а годовой доход — 60 млн рублей (если патентов несколько, выводится общая выручка).
Налог для самозанятых
Официально он называется «налог на профессиональный доход» для самозанятых граждан. Подходит для работающих на себя и сдающих квартиру. Из минусов – нельзя нанять штат.
Неоспоримый плюс — уплачивается только налог с доходов. Причем, в зависимости от контрагента, ставки отличаются (если получен от физических лиц, то самозанятый уплачивает 4%, если от юридических лиц – то 5%). Отсутствуют НДФЛ, НДС и прочее.
Даже страховые взносы – по желанию. Сдавать декларации тоже не нужно – налог проводится через приложение «Мой налог». Можно использовать личный расчетный счет физического лица.
Как снизить налоги для действующего бизнеса в кризис Действующий бизнес тоже может воспользоваться переходом на указанные налоговые специальные режимы. Но есть еще моменты, которые позволят снизить налоговое бремя:
- У плательщиков НДС в контрагентах лучше быть плательщикам. Работая с неплательщиками, придется платить НДС, но к вычету его не принять.
- Если нет импортных операций и подакцизных товаров, можно запросить освобождение от НДС по некоторым операциям и видам деятельности (ст. 145 НК РФ). Главное, чтобы целый квартал выручка без учета НДС не превышала 2 млн рублей.
- Контрагентам нужен входящий НДС? Работайте с ними через юрлицо на ОСН, а с другими — через компанию на спецрежиме.
- При продаже товаров, облагаемых 10% НДС, не выделяйте отдельно доставку (облагаемую 20%), а включайте эти транспортные расходы в перевозку товаров до склада покупателя. Итог — 10% НДС к уплате со всей стоимости товара, а с услуг транспортных компаний — к вычету 20%.
- Работа с ИП и самозанятыми позволит снизить расходы на штат. Кроме того, многие функции работников можно передать аутсорсинговым компаниям.
Как видим, варианты снижения налогового бремени предусмотрены законодательством. Следует, изначально продумать действия и просчитать результат заранее.
Мария Омельченко, управляющий партнёр компании TAXBURO