Стратегия развития торговли до 2020 года
Стратегия развития торговли до 2020 года, подготовленная Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, была утверждена Правительством страны 2 октября 2014 года.
Розничная торговля – падение темпов
Поводом для создания Документа послужила начавшаяся еще в 2009 году ситуация в розничной торговле – темпы роста в данном секторе стали снижаться. С ноября 2008 года во внутренней торговле РФ рост оборотов замедлился в связи с отрицательными последствиями экономического кризиса. А итоги 2009 года показали падение оборотов – 4,9%.
В дальнейшем ситуация выровнялась, и в 2012 году индекс роста физического объема продаж в рознице составил 7,5%, но уже в 2013 году произошло дальнейшее серьезное падение – 4,5%. В июне 2014 года индекс по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизился критически – до 1,9%. Динамика показателя по УрФО за последние два года приведена в Таблице 1, из которого видно, что хуже всего ситуация развивается в сфере розничной торговли на рынках: происходит снижение объемов. Несмотря на то, что показатели УрФО лучше средних по стране, они все равно ухудшаются.
Стало ясно, что без кардинальных изменений в ближайшее время, развитие малого и среднего бизнеса в розничной торговле сильно затормозится, и появилась концепция Стратегии.
Конечно, не обошлось здесь без влияния торговых сетей, которые развиваются опережающими темпами (см. Инфографик). Поэтому было решено, что государственная поддержка будет оказана сельскохозяйственным и оптовым продовольственным рынкам, мобильной торговле, а также ярмаркам. Подобные форматы торговли представляют собой основную инфраструктуру для средних и мелких производителей, чьи объемы не позволяют осуществлять поставки большими партиями в крупные торговые сети.
Актуальность предложений Стратегии
Разрабатывался Документ на основе анализа статистических данных и интервьюирования экспертов, представителей торговой отрасли, и других заинтересованных в развитии отрасли лиц.
В Стратегии учтены положения Концепции о долгосрочном социальном и экономическом развитии РФ на период до 2020 года. Главное направление в Документе – создание товаропроводящей системы, которая станет эффективной и будет соответствовать всем требованиям, предъявляемым инновационным сценарием развития экономической отрасли в стране. Цель – максимально удовлетворить потребность населения РФ в торговых услугах, создав соответствующую отрасли инфраструктуру.
Чтобы организовать высокоэффективную товаропроводящую систему требуется увеличение торговых площадей в соответствии с современными форматами, обеспечение всех условий для развития конкуренции и поддержка малого бизнеса, при этом нельзя допустить ограничительного влияния на торговые сети. К чему же мы придем?
Влияние Стратегии на малый торговый бизнес УрФО
[pullquote title=»»]Выполнение всех нормативов призвано обеспечить население самыми разными доступными форматами торговли, сохранив при этом конкурентную среду в данной сфере бизнеса.[/pullquote]
В связи с утверждением Стратегии Уральский Федеральный округ получает серьезные шансы на развитие малого торгового бизнеса. Как показывают статистические данные в УрФО уровень обеспеченности торговыми площадями средний по стране и это обеспечило ему лишь четвертую позицию по оборотам в оптовой и розничной торговле. Теперь главы регионов будут заботиться о том, чтобы соблюдались нормативы по обеспеченности населения объектами торговли:
1 норматив – для местных торговых объектов в зависимости от населенного пункта и его масштабов;
2 норматив – по количеству ярмарок и рынков;
3 норматив – по количеству на определенной территории хозяйствующих субъектов.
Уже сейчас Минпромторгом внесен проект закона, разрешающий властям на региональном уровне сдвинуть принудительный перевод рынков сельскохозяйственного назначения в капитальные здания на 5 лет, т.е. до 1 января 2020 года.
Малый бизнес обеспечат логистическими центрами, что в свою очередь создаст условия для поставки продуктов питания сразу от производителей. Речь идет о представителях малого бизнеса, которые самостоятельно не в состоянии обеспечить поставки в нужных объемах и в соответствии предъявляемым торговыми сетями стандартам.
Еще один важный плюс – это предполагаемое выделение мобильной торговли в отдельную категорию, где будет действовать упрощенный порядок регулирования. Все это позволит создать прозрачные и единообразные принципы регулирования для сферы нестационарной торговли.
Российский рейтинг комфорта малого торгового бизнеса
Бизнес-сообщество не остается в стороне от процесса создания в России благоприятных условий для розничной торговли.
На состоявшемся в Москве саммите «Факторы устойчивого развития малого торгового бизнеса» было принято решение создать российский рейтинг для всех субъектов страны, имеющих «Индекс комфорта малого торгового бизнеса». Базироваться он будет на критериях, которые отражают самые насущные проблемы в сфере малой розничной торговли на территории РФ.
Будет изучаться разнообразие торговых форматов, ассортимент товаров, доступных для малого ритейла, уровень рынка с нелегальными потребительскими товарами и иные факторы. И это послужит еще одним параметром оценки характеристик благоприятности инвестиционного климата в исследуемой сфере.
Фото adi19