Перевозки выходят из «серой» зоны и уходят в рост
Транспортно-логистический комплекс России демонстрирует стабильный рост и уходит от нелегальных операций, что стало ключевым направлением в прошедшем году и имеет все шансы сохраниться в текущем течении бизнес-процессов
Специалисты из «РБК Исследования рынков» подчеркивают, что автоперевозки грузов в значительной мере омрачены долей «серого» бизнеса. Проблемы с уплатой налогов на добавленную стоимость и доходы физических лиц не обошли стороной эту сферу. Многие фирмы стремятся минимизировать свои налоговые обязанности, искусственно занижая экономические результаты своей деятельности. Заместитель главы контрольного ведомства налоговой службы, Варвара Бурлевич, отмечает, что налоговики имеют дело лишь с третью частью всей отрасли. Освежение имиджа рынка идет через внедрение цифрового обмена документами и создание рейтингов надежности, которые в основном доступны для «белых» и полностью официальных компаний. Новейшая оценка автомобильных перевозчиков была представлена в прошлом месяце исследовательским отделом РБК.
Конкуренция выходит на открытый уровень благодаря рейтингам, что является важным аспектом развития индустрии автоперевозок. Данные «СПАРК-Интерфакс» подсчитали, что в России общее количество зарегистрированных компаний в данной отрасли приближается к отметке в 45 тысяч, причем подавляющее большинство из них – это микробизнесы. В то время как в сегменте крупных и средних фирм присутствует менее 600 участников, предполагая большой потенциал для дальнейшего объединения.
Согласно градации логистических операторов по скорости от РБК, распределение выглядит следующим образом: «Деловые Линии», СДЭК и DPD оказались в топе. Для анализа были отправлены тестовые грузы из центров страны – Москвы и Петербурга – в различные регионы, при этом оценивались восемь крупнейших перевозчиков. Переход к цифровым решениям, предполагаемый аналитиками как главный тренд будущих лет, также будет поощрять прозрачность бизнеса и стимировать его рост уже в открытой экономической среде: «Деловые Линии» и ПЭК делят первую строчку по этому критерию.
Значительное укрепление позиций отрасли связано с увеличением трафика онлайн-торговли и оттоком западных компаний. Благодаря этим процессам рынок быстро усиливает свои позиции.
Еще одна примечательная тенденция ярко проявила себя в 2023 году: рынок грузовых автоперевозок приспособился к новым условиям после введения международных санкций и продолжил свой подъем, несмотря на многочисленные сложности. По оценкам Минтранса РФ, объем доставок за первые десять месяцев увеличился на 1,3% в сравнении с предыдущим периодом, оставаясь при этом на восходящей динамике.
В исследовательской компании M.A. Research предполагают, что доходы от автоперевозок возрастут впечатляющими темпами — примерно на 30,6% в годовом сравнении, достигнув 1,3 трлн рублей. В следующие годы также прогнозируются положительные изменения, которые будут зависеть от ряда факторов, включая развитие проектов по замещению импортных товаров и услуг, инвестиционных программ, сокращение непрофильных активов компаниями и все больший интерес к аутсорсингу в сфере логистики.
«Деловые Линии», лидер рынка по многим векторам, уделяют особое внимание сегменту перевозок на маркетплейсы, объемы которого удвоились по сравнению с прошлым периодом. Доставка товаров в торговые сети также значительно увеличилась, что указывает на рост спроса на транспортно-логистические услуги со стороны розничных продавцов, объясняет заместитель генерального директора по развитию «Деловых Линий» Дмитрий Хрущалев.
Основополагающим фактором прибавки в отрасли за год стали объемы LTL-перевозок. Людмила Симонова, управляющий партнера в M.A. Research, предвещает 37,7%-ный рост в данном сегменте. Уход международных операторов также позволяет отечественным компаниям развивать новые направления, как в случае с ФГУП «Главный центр специальной связи», сосредоточенном на услугах адресной экспресс-доставки.
Цифровая реформа, начавшаяся осенью 2022 года, акцентирует внимание на переводе документооборота в электронный формат. В пилотной фазе предприниматели уже имеют возможность ускорить обработку сопроводительных документов и заказов, благодаря ЭДО, а с марта 2023 года стала возможна реализация электронного путевого листа и договора фрахтования. Это существенно улучшило картину предприятий в отрасли и поддержало развитие рынка в условиях экономического давления санкций.