Россияне продолжают жаловаться на кредиторов и коллекторов
По итогам прошлого года выяснилось, что около 12% от всех жалоб, полученных Национальной ассоциацией профессиональных коллекторских агентств (НАПКА), касались нелегальных коллекторов. Многие заявители сталкивались не только с психологическим давлением на себя, но и с нарушением правил взаимодействия, которые должны соблюдаться кредиторами.
«Да, проблему с нелегальными кредиторами пока не удается решить и количество жалоб на них действительно остается достаточно большим. К сожалению, периодически встречаются проблемы и с некоторыми легальными кредиторами, которые тоже иногда нарушают права граждан. Почему проблему не удается решить? Причина простая – в этом секторе крутятся большие деньги. Сбор долгов приносит компаниям большую прибыль, поэтому число желающих заработать на должниках остается большим. Среди них зачастую встречаются и недобросовестные компании. Стоит добавить, что нелегальные кредиторы возникают, как правило, не на пустом месте. До определенного момента некоторые подобные организации могли функционировать в качестве вполне легальных. По крайней мере до того момента, пока регулятор не лишил их этого права. Поэтому часть подобных контор продолжают «хитрить», считая, что возможная выгода перекрывает их риски», — отметил руководитель фракции «Справедливая Россия» Архангельской городской Думы Пётр Ватутин. Он также добавил, что в 2020 году стало заметно, что ЦБ реально усилил работу в борьбе с нелегальными кредиторами вместе с силовыми ведомствами.
По мнению Ватутина, так называемые «черные» и «серые» кредиторы получили достаточно четкий сигнал о том, что их ответственность будет ужесточаться. Однако деятельность и легальных кредиторов, включая крупные МФО, которые состоят в реестре ЦБ, должна также становиться более прозрачной.
Эксперты отмечают, что многие МФО часто жалуются на то, что за последние годы из-за ужесточения регулирования их маржинальность резко сократилась. Однако высокотехнологичным компаниям удалось повысить свою эффективность за счет сокращения лишних расходов. Это абсолютно нормальный процесс, который должен продолжаться для поддержания конкуренции на рынке. Даже в таких условиях крупные МФО получают огромную чистую прибыль, даже с учетом высокой стоимости привлечения новых клиентов и прочих расходов.