Эволюция цифровой экономики провоцирует значительные перемены в транспортной отрасли
В контексте глобальных сдвигов и перемен спроса от потребителей, площадки интернет-торговли вносят изменения в организацию логистических цепочек и взаимоотношения субъектов транспортного рынка.
По прогнозу аналитической компании Data Insight, пишет «Деловой Петербург», к концу текущего календарного года, оборот электронной коммерции способен усилиться на треть, дотянув до 7,4 триллиона рублей, в то время как общее число выполненных заказов приблизится к отметке в 4,6 миллиарда. Отмечается, что более чем половина онлайн-продаж придется на крупные торговые сети.
Рельефные показатели развития отслеживаемых маркетплейсами демонстрируют стремительную динамику рынка. В частности, оборот Ozon (GMV) за третий квартал 2023 года поднялся на 140% в сравнении с прошлым годом и достиг 451 миллиарда рублей. Дополнительно заявлено, что более трёх четвертей сделок совершается в регионах.
«Мы стали свидетелями стремительного развития нашей логистической сети, чтобы гарантировать потребителям экспресс-доставку обширного ассортимента товаров. С начала года площадь под нашим складским управлением возросла на 70%, что превысило два миллиона квадратных метров, а количество пунктов выдачи удвоилось», — подчеркнули в пресс-центре компании.
Рост товарооборота неизбежно влияет на грузоперевозки. Сведения от группы компаний «Деловые Линии» свидетельствуют о том, что объем поставок для интернет-площадок увеличился более чем в два раза по сравнению с прошлым годом, что стало следствием ускоренного роста электронной коммерции. В корпорации отметили, что если раннее продавцы ориентировались на один региональный склад, то ныне отправляют товары одновременно по нескольким адресам, способствуя тем самым сокращению времени на доставку к потребителю.
Как результат, растущая потребность в складских помещениях подтверждается данными консалтинговой фирмы NF Group: за первые девять месяцев года спрос на склады достиг 581 тысячи квадратных метров от логистических операторов, что на 27% опережает прошлогодние показатели. Примечательно, что две трети всего запроса приходят именно из области обслуживания интернет-магазинов.
Традиция приобретения товаров из дома прочно вошла в жизнь людей и привела к тому, что ассортимент разрастается за пределы мелких покупок. Исследование Data Insight показывает, что основные категории продаж на Ozon включают в себя «Домашние товары» (54%), «Одежду, обувь и аксессуары» (37%), «Товары для красоты и здоровья» (23%). Однако все чаще задачей логистических компаний становится транспортировка крупногабаритных грузов, включая бытовую технику, мебель и автозапчасти к пунктам выдачи.
Представители известных торговых платформ подтверждают тенденцию к тому, что в перечень заказов включаются спортивные товары, материалы для ремонта, предметы мебели, а также элементы для отдыха и личного транспорта, такие как бассейны, лодки и автомобильные шины.
Преобразование в сфере грузовых перевозок, по словам Петра Ардеева, исполнительного директора мебельной компании «НОНТОН», связано с возможностями, которые открылись для производителей и поставщиков различных товаров, включая крупногабаритную мебель, чтобы эффективно войти в онлайн-розницу.
Сохранение условий на всех этапах доставки товара имеет большое значение для продавцов. Ключевыми аспектами являются скорость от момента общения с транспортной фирмой и оформления заказа до самого процесса доставки. В связи с этим в «Деловых Линиях» тестируются новые формы обслуживания с помощью поддержки в Telegram, WhatsApp и VK. Продавцы имеют возможность выбирать предпочитаемые каналы связи, общаясь круглосуточно в удобных для них форматах. Процедуры оформления заказов также были упрощены, сокращая время оформления до пары минут.
В условиях изменчивого экономического климата, транспортные фирмы должны проявлять адаптивность и оперативно отвечать на изменения рынка. Они работают над созданием новых маршрутов, расширением зоны доставки и предложением дополнительных сервисов, включая маркировку грузов и предоставление персонального менеджера по подписке.
Важным стало также развитие обратной логистики: транспортирование товаров с площади маркетплейса обратно к поставщику по разным причинам, будь то сезонная неактуальность товаров, обнаружение брака или избыток поставок.
«В таких случаях мы быстро забираем товар с площадки и перенаправляем его в другие точки продаж, либо возвращаем на склад клиента либо в наш собственный терминал», — добавил замгендиректора «Деловых Линий» Дмитрий Хрущалев.
Для продавцов, работающих с маркетплейсами, сотрудничество с транспортными компаниями является ключевым инструментом для оптимизации бизнес-процессов и минимизации затрат. Ведь платформы ежедневно обрабатывают и доставляют миллионы заказов, и для них критически важно налаживать контакты с надежными логистическими партнерами, готовыми проработать различные аспекты сотрудничества заблаговременно, чтобы улучшить его эффективность и снизить риски отказов.