Бизнес журнал

Больше пространства, быстрее покупки, осознаннее подход – тренды постпандемийного рынка новостроек

21:54, 24 декабря 2021

Весь 2021 год в сфере недвижимости можно охарактеризовать одним выражением – поспандемийный синдром. Здесь «новая реальность» внесла коррективы: изменились покупательские запросы, подходы к покупке/продаже квартир, принципы проектирования и организации жилых пространств. Давайте посмотрим, как в течение года менялись покупатели и вместе с ними закреплялись тренды на рынке массового жилья. 

События последнего года научили людей простой мудрости – покупай сегодня. Решение о покупке теперь принимается быстро, так как всем известно, что хорошее предложение не задерживается, к тому же стоимость квадратного метра стабильно растёт. Для примера, по показателям рынка новостроек Московской области за 2021 год средневзвешенная стоимость квадратного метра выросла на 23% в Люберцах, на 24% в Балашихе, на 40% в Мытищах. (В Графике 1 представлена годовая динамика средневзвешенной цены предложения в пятерке наиболее востребованных локаций МО)

                       

График 1.

И если в прошлом году основным триггером на рынке новостроек была льготная ипотека по программе господдержки, которая придавала ускорение тем, кто долго не решался и откладывал покупку, то в 2021 году влияние программы стало ослабевать (хотя в начале года новости о перспективах продления/прекращения программы ещё влияли на спрос), покупатели из состояния ажиотажа перешли к более взвешенному и рациональному принятию решений.

Главным трендом стало само восприятие покупки жилья. Из «крыши над головой» квартира превратилась в объект недвижимости со своей финансовой и инвестиционной привлекательностью. Если раньше в сторону инвестирования смотрели отдельные категории покупателей, то сейчас эта практика становится повсеместной и вполне естественной.

Покупая квартиру, человек теперь задумывается о её рентабельности, перспективах развития локации, которые в последствии повлияют на стоимость недвижимости. Более того, всё больше людей стали целенаправленно рассматривать жилую недвижимость как инвестиционный проект и возможность условно пассивного дохода.

В 2021 году стали сдвигаться тенденции в предпочтениях покупателей – людям захотелось больше пространства. С одной стороны, благодаря выгодным условиям программы господдержки для семей многие семьи получили возможность улучшить жилищные условия и стали приобретать большие квартиры. Так, в новостройках Подмосковья спрос на трехкомнатные и четырехкомнатные квартиры вырос за год на 27%.

С другой стороны, те, кто пока не готов на большую квартиру, всё чаще отдают предпочтение «евро» планировкам – квартирам, в которых есть место для большой общей кухни-гостиной и небольших изолированных зон для уединения. Например, девелопер «Главстрой Регионы» озвучил, что в его проектах ЖК «Героев» и ЖК «Столичный» (Балашиха) за год спрос на «евро» двухкомнатные квартиры вырос на +47%, на «евро» трехкомнатные – на +20%. В то время как спрос на студии сократился на -34%, на классические двухкомнатные на -14%.

Данные пример показателен, так как вышеназванные проекты входят в число самых продаваемых по региону. Предприниматель и общественный деятель Олег Дерипаска, основатель группы компаний «Главстрой», в которую входит и «Главстрой Регионы», заложил в своё время принцип – формировать предложение, которое не просто удовлетворяет потребности покупателей, а предугадывает их запросы на будущее. В итоге предложение не следует за тенденциями, а работает на опережение.

Понятие «социальная дистанция» уверенно вошло в наше сознание. Для людей стала важной возможность сохранять комфортное расстояние друг от друга. И, как следствие, общественные пространства и объекты инфраструктуры, места общего пользования и зоны приема курьерской доставки, в том числе бесконтактной, игровые и рекреационные зоны теперь продумываются с учетом запроса покупателей на безопасную дистанцию.

Ещё один тренд «новой реальности» — люди стали работать из дома. Следовательно, помимо спальни, кухни и зоны отдыха в квартире теперь должно быть предусмотрено пространство для работы. На практике это реализуется в виде специального места, задуманного при проектировании: уголка, утепленной лоджии, «кладовой» или отдельного кабинета, если позволяет площадь. По той же причине повысились требования к шумоизоляции и функциональности как возможности изменять пространство квартиры под актуальные запросы жильцов.

Анализируя уходящий год, интересно наблюдать, как трансформируются и взрослеют и покупатель, и рынок. Тенденции, которые возникли стихийно в ситуации кризиса, со временем кристаллизуются и становятся прогрессивными. В заключении хочется привести еще один тренд, без которого уже не представить реальность, — переход в онлайн. Для рынка недвижимости ещё недавно это казалось чем-то немыслимым, а сегодня рынок уверенно перешел и адаптировался в реалиях онлайн пространства.

Другие новости