Зачем «малышам» бренд?
Не каждый предприниматель, начиная свой бизнес, задумывается о том, чтобы сделать название товара или фирмы известным как можно большему количеству людей. Основная идея, которая занимает умы в начале деятельности большинства субъектов малого и среднего бизнеса – найти сбыт продукции. И почему-то, решая этот вопрос, о таком инструменте, как «бренд-менеджмент» незаслуженно забывают.
Что такое «бренд-менеджмент»?
Направление деятельности, сегодня известное как бренд-менеджмент, предполагает работу по формированию, управлению и развитию бренда.
В частности, полномочия бренд-менеджера включают в себя работу по:
— имиджевому позиционированию марки, то есть созданию положительного образа бренда в рядах целевой аудитории;
— выводу на рынок новых товарных предложений;
— анализу рынка и выявлению предпочтений целевой потребительской аудитории;
— формированию ценообразования в рамках бренда;
— созданию и воплощению в жизнь рекламных, промо- и PR-акций.
Перечень полномочий бренд-менеджера может быть шире или уже, в зависимости от величины бренда и целей, достижение которых является основной задачей данного специалиста.
Бренд-менеджмент как явление
Само понятие бренд-менеджмента пришло на просторы СНГ из-за рубежа вместе с крупными мировыми компаниями, представляющими бренд/бренды на отечественном рынке. В итоге, появилось направление деятельности, ориентированное в основном на решение двух глобальных задач:
— ознакомление потребительской аудитории с самим фактом существования бренда и его внедрение на рынок;
— ввод новых продуктов, выпускаемых под уже известным брендом на рынок (с возможностью адаптации — ребрендинга, связанной с необходимостью более чёткого позиционирования продукта исходя из местных реалий рынка).
Бренд-менеджмент: зарубежный и отечественный
И всё же бренд-менеджмент западного образца и отечественный бренд-менеджмент имеют ряд серьёзных отличий.
В частности, зарубежные компании позиционируют эту должность как пост вице-президента, ставя интересы бренда выше отдельных направлений его коммерческой, производственной или финансовой деятельности.
Бренд-менеджер в понимании рынка СНГ — менеджер среднего звена, не имеющий фактического права голоса и совмещающий рекламную деятельность со своими прямыми обязанностями. Более того, на этой позиции специалист чаще всего просто не имеет доступа к принятию решений, связанных с экономическими или финансовыми сторонами развития бизнеса. А в сфере малого предпринимательства работу бренд-менеджера чаще всего и вовсе выполняет сам руководитель.
И всё же неотъемлемость бренд-менеджмента как элемента успешного развития бизнеса сегодня очевидна. И, хотя таковой дисциплины до сих пор нет в университетских курсах, её успешно осваивают на практике многие маркетологи, получающие в итоге международную степень по выбранному направлению.
Более того, руководители компаний всё чаще стремятся если не получить готового специалиста в сфере бренд-менеджмента, то хотя бы воспитать его в своём коллективе. И этот путь наиболее продуктивен, ведь единственным показателем эффективности работы такого профессионала — это показатели развития бренда и рост его оценочной стоимости.
И здесь отечественному бренд-менеджменту явно есть к чему стремиться.
О том, как оценить бренд своей компании, читайте в следующих статьях цикла.
Фото seofb.ru