В постоянно меняющихся рыночных условиях важно уметь грамотно применять багаж знаний, которым владеют сотрудники компании. Для этого была разработана специальная методика управления знаниями, направленная на эффективное использование данных, которыми располагает фирма и её работники. Предприятия, применяющие управление знаниями, имеют огромное преимущество перед компаниями, чья структура сбора и накопления данных структурирована слабо, ведь они умеют выбрать верную стратегию и правильно поставить задачи, которые затем будут последовательно решать.

Управление знаниями – методики, направленные на организацию коммуникации для извлечения новых и обновления имеющихся знаний, помощь сотрудникам в своевременном решении задач и принятии решений. Иными словами, коллективный опыт и знания превращаются в корпоративный капитал, к которому каждый сотрудник при необходимости может получить быстрый и лёгкий доступ. Так сказать, нужные знания в нужное время.

Важная роль в управлении знаниями отводится сообществам. Дело в том, что обычно в организациях каждый специалист пользуется исключительно собственным опытом. Лишь 20% знаний являются общедоступными для каждого (как правило, они касаются общих правил работы компании). Соответственно, решение задач осуществляется в условиях недостаточной информированности, ведь не всегда работник является достаточно компетентным, чтобы решить проблему максимально эффективно – лучше, чем мог бы сделать кто-нибудь из его коллег. Получить же остальные 80% знаний можно только в процессе взаимодействия людей. При этом коммуникации могут быть групповыми и персональными, прямыми или заочными.

Итак, как осуществить управление знаниями на практике? Каковы основные принципы?

Современные специалисты утверждают, что эффективное управление знаниями складывается из двух компонент — гуманитарной (80%) и IT (20%). Обычно перед внедрением методики компании формализуют свою деятельность с помощью онтологического анализа, то есть описывают группы информационных объектов (разделы знаний, которые в базе данных составят так называемые «сущности») и выявляют взаимосвязи между ними.

IT-система будет поддерживать два основных процесса:

  • накопления и применения знаний;
  • постоянного совершенствования онтологии (формальных описаний).

Между двумя этими процессами существует тесная взаимосвязь, поэтому система должна предусматривать возможность модификации онтологии непосредственно при эксплуатации системы, без необходимости ее перепрограммирования.


По материалам bigc.ru | Фото www.flixya.com.