Бизнес Журнал

Модернизации предприятий не избежать

Работать на устаревшем оборудовании и по устаревшим технологиям вскоре станет невыгодно. Государственная дума РФ приняла давно обсуждаемый блок изменений в экологическое законодательство, затрагивающий вопросы модернизации предприятий. Как новелла скажется на российском бизнесе? Можно и нужно ли обойти законодательные препоны? На кого ориентированы законы?

Основные механизмы реализации новой системы

Первое, что стоит отметить – закон касается в первую очередь существующих экологически неэффективных предприятий, во вторую – тех предприятий, которые только планируется создать. Модернизация существующих предприятий будет проводиться программно, в соответствии с графиками реализации, с четким пониманием источников и объемов финансирования и тех мероприятий, которые планируется реализовать.

На выполнение программы модернизации существующим предприятиям будет дан срок 7 до 14 лет, но уже с 2020 года государство предполагает взимать плату за сверхнормативные сбросы и выбросы, загрязняющие окружающую среду со стократным повышающим коэффициентом.

[pullquote title=»»]Как отмечают чиновники, принятые изменения позволят предприятиям-загрязнителям окружающей среды осуществить модернизацию наиболее благоприятным образом, намекая на то, что модернизироваться все равно придется, ввиду огромных штрафов, которые предусмотрены за сверхнормативные выбросы.[/pullquote]

Вновь образующиеся предприятия должны будут соответствовать нормативам НДТ (наилучших доступных технологий), в противном случае разрешение на ввод в эксплуатацию не будет получено. Введена обязательная экологическая экспертиза проектной документации предприятий, оказывающих существенное отрицательное воздействие на экологию.

Помимо мер наказания нарушителей, чиновники разрабатывают меры поощрения, в том числе – фискальные. Законодательно будут предусмотрены механизмы ускоренной амортизации, возмещение процентов по инвестиционному кредиту за счет налога на прибыль, снижение экологических платежей. Кроме того, власти отмечают снижение административных барьеров для бизнеса, в том числе за счет снятия дублирующих функций некоторых видов экспертиз.

В целом, реализация программы займет срок до 2030 года, включая этапы подготовки нормативной базы с окончанием в 2018 году, плотных проектов – до 2022 года, и полного перехода на новый порядок экологического регулирования. Новый порядок коснется всех предприятий, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Значение изменений в законодательстве для предприятий УрФО

[pullquote title=»»]Для округа, пять городов которого входят в перечень самых грязных городов страны, рассматриваемый документ действительно является знаковым.[/pullquote]

Как отмечают чиновники, принятые изменения позволят предприятиям-загрязнителям окружающей среды осуществить модернизацию наиболее благоприятным образом, намекая на то, что модернизироваться все равно придется, ввиду огромных штрафов, которые предусмотрены за сверхнормативные выбросы. Поможет ли метод кнута и пряника в данном случае?

Скорее всего, да. Подобный подход позволил поднять уровень эффективного использования попутного нефтяного газа в ЯНАО с 56% (2006 г.) до средних 92% (2013 год). При этом, компаниям – «двоечникам», не дотянувшим до заветных 95% утилизации ПНГ приходится выплачивать крупные штрафы. Только за прошлый год они составили 2,5 млрд рублей по округу. Очевидно, власти не дадут поблажек и прочим экологическим загрязнителям/

Документ затронет большую часть промышленности и ТЭК федерального округа. Достаточно сказать о том, что продукция экологически «грязных» металлургии и нефте- и газодобычи составляют около половины валового регионального продукта. На УрФО приходится около 40% выпускаемой металлургами России продукции.

Ранее меры воздействия на нарушителей находились, в основном, в финансовой плоскости, хотя местные власти часто предпочитали закрывать глаза на многочисленные нарушения гигантов отрасли, понимая, что сверхнормативные сбросы вредных сточных вод оборачиваются вливаниями в региональный бюджет. Приведенные меры стимулирования модернизации опасных производств могут подействовать, при соответствующем контроле со стороны регулирующих органов и независимых общественных организаций.


Фото Правда УрФО

Другие новости