Как показывают многочисленные исследования рынка, электронная торговля в России все еще развита недостаточно. Слабо вовлечены регионы, пустуют многие ниши, что стимулирует продолжение дальнейшего роста.

Объем рынка электронной коммерции в РФ в 2014 году составил около $25 млрд, а средняя выручка с одного клиента выросла до $1,272. Интернет-пользователями является почти половина всего населения России – 80 млн. человек. Перспективы рынка интернет-торговли в РФ сложно переоценить, это потенциально огромные доходы, привлекательные как для местных игроков, так и для зарубежных.

Как пишут многие бизнес журналы, в частности, Forbes, есть ряд основных причин, которые тормозят развитие e-commerce сегмента в России. Связаны они и с законодательством, и с особенностями менталитета, и с расстояниями, и с некоторыми распространенными заблуждениями, типичными для участников российского интернет-бизнеса.

Невостребованные клоны

Одна из ошибочных стратегий бизнеса в российской e-commerce нише – расчет на то что вашим продуктом заинтересуются крупные игроки с Запада. Благодаря этому мнению, «русские ебеи», «русские твиттеры» и «русские ютьюбы» массово плодились в надежде на дальнейшую продажу соответствующим брендам. Считалось, что западной компании войти на российский рынок с нуля будет сложно, и якобы выходом было бы купить сначала уже набравший обороты российский сервис.

Как оказалось, во многих случаях ничего подобного не произошло. Зарубежные сервисы, съевшие собаку на маркетинге, быстро набирали репутацию именно с нуля, давя авторитетом и вытесняя своих российских клонов с российского же рынка. Итак, идея продать инвесторам их же идею – оказалась если не провальной, то как минимум самонадеянной. Можно сделать вывод, что больше шансов быть проданным на запад у оригинального продукта, нежели у «русифицированной версии» уже существующего.

Перекормленный маркетинг

Еще одна распространенная ошибка для e-commerce проектов – упор на маркетинг вместо улучшения самого сервиса и бизнес-процессов. Реклама в интернете позволяет достигать мгновенного результата, и не требует больших трудозатрат, в отличие от перестройки самого бизнеса.

Путь постепенных улучшений и развития, характерный для больших компаний, оказался не слишком востребован в России. Инвестиции требовали немедленного возврата, на будущее никто особенно не работал, отдавая приоритет быстрым прибылям. В итоге взлетели цены на рекламу, которая через некоторое время превратилась в банальную войну бюджетов.

Заблудившаяся доставка

Следующая проблема, ставшая настоящей головной болью для многих интернет-магазинов – несовершенство систем доставки. Тут сказываются и большие расстояния, и нехватка качественных курьерских служб, и погоня за количеством клиентом в ущерб качеству обработки заказов. Клиенты склонны не слишком доверять интернет-магазинам, что влечет большое количество оплаты по принципу расчета с курьером на месте. Отсюда – большой процент возвратов, с которыми многие магазины просто не знают, что делать.

Те, кто смог отладить процесс доставки – имеют все шансы удержаться на плаву. 70% покупателей находится в регионах, и до сих пор предпочитает китайские интернет магазины не только из-за ассортимента и дешевизны, но и благодаря удобной доставке. Выход на рынок в регионах, и качественная система логистики – тот путь развития, который позволит занять многие еще не занятые ниши.

Как мы видим, многие проблемы интернет бизнеса в РФ остаются актуальными уже давно. И все же рынок находится в движении, предложение еще не перевесило спрос, а значит, остается и простор для успешного развития.