Транспортная сеть Ямала: проблема или ступенька к успеху?
До середины прошлого века единственным сухопутным средством передвижения по ямальской земле была оленья упряжка. Тем не менее, район был достаточно развит, чему способствовала разветвленная сеть водных артерий. Первое, полулегендарное поселение русских на полуострове – Мангазея, родилась из фактории поморов, которые впервые добрались до Заполярья в 16 веке водным путем – через моря Северного Ледовитого океана. Так родился знаменитый Мангазейский морской ход.
С развитием региона и открытием в его недрах уникальных залежей углеводородных ресурсов связано дальнейшее мощное развитие заполярной транспортной сети. Долгое время основным видом транспорта оставался речной – летом и осенью, и сухопутный — по временным дорогам зимникам – в зимние и весенние месяцы. Однако, с увеличением численности населения округа и грузооборота потребовалось проведение железной дороги, которая способна была бы сократить затраты времени и денег на перевозку пассажиров и грузов.
Нужные километры железнодорожной магистрали добывались большим трудом. Неустойчивые грунты привели к предельной стоимости километра пути. По сравнению с объектами железной дороги европейской части страны, и районов, расположенных южнее, ямальская железная дорога могла стоить в три, четыре раза дороже. Сказывалось и то, что предприятия, создающие продукцию для строительства объектов железной дороги, находились достаточно далеко – за уральскими горами, а еще то, что денег на стройку не жалели – это была мега-стройка СССР – Трансполярная магистраль, которой прочили великолепное будущее.
Основные вехи строительства железнодорожной сети Ямала пришлись на вторую половину XX века. Участок Надым-Н. Уренгой, построенный по трассе стройки 501, был восстановлен в 1971-1978 годах. Позже была построена магистраль Тюмень-Н. Уренгой. На сегодня в округе имеются две железнодорожные ветки, которые между собой не сообщаются. Это участок, протяженностью под 100 километров от Лабытнангов до Чума, в составе Северной железной дороги и участок Свердловской железной от Сургута до Ямбурга. Остальные части железнодорожной магистрали не достроены. Трансполярная магистраль так и не стала реальностью, оставаясь фрагментарной.
Сейчас можно много спекулировать на тему о том, как и по каким причинам, была прекращена стройка. В условиях тоталитарного режима многие решения о начале строек принимались скорее не взвешенно, а по слову «надо». По такому же принципу могла быть отдана команда об отказе от окончания проектов, в которые, по тем временам, были вложены огромные средства. Главное, что в настоящее время вопрос выхода на северные моря на Ямале возрожден. Северный широтный ход — современное решение для раскрытия транспортного потенциала Полярного Урала. Так это или нет? Давайте разберемся.
Казалось бы, суровые условия Ямала не дают возможности полноценно использовать регион, как крупный логистический центр. Большую часть года на Ямале температуры отрицательные, и даже более того – критические для перевозок грузов. Со стороны России возможны поставки тех грузов, которые могут транспортироваться с минимальным потерями от низких температур. Насколько выгодным становится строительство железнодорожных магистралей в таких условиях? Выгодным, если рассматривать вопрос в комплексе, считают эксперты.
Решение проблемы сообщения Ямала с зонами потребления его продукции нужно совмещать с реализацией проектов по производству местной продукции глубокой переработки. Условия, когда транспортная проблема станет менее напряженной, должны дать толчок для развития производств с высокой долей добавленной стоимости и снижения сырьевой доли регионального валового продукта в пользу более наукоемкой и человекоемкой.
В ближайшие годы планируется выведение на максимальную проектную мощность многих разрабатываемых месторождений углеводородов и ввод в эксплуатацию новых. Естественно, это потребует увеличения мощностей по переработке добываемых ресурсов. Ямал может стать площадкой для внедрения инновационных технологий и снижения отставания России в переработке ресурсов от передовых экономик. Сейчас это отставание составляет от 10 и более раз – именно настолько в отечественной экономике производится меньше продукции нефтехимического и газохимического комплекса по сравнению с показателями передовых экономик.
Необходимые работы уже начались. На 2014 и 2015 годы планируются работы по строительству моста через Обь в районе расположения Салехарда и Лабытнангов. Этот мост свяжет два берега, города и участки железной дороги, и сделает возможным выход к морскому порту Сабетта в рамках строительства Северного широтного хода. Совсем недавно актуальность данного проекта была подтверждена и на региональном, и на федеральном уровнях. Начало эксплуатации Северного широтного хода запланировано уже на ближайшие годы.
Но значение Северного широтного хода и порта Сабетта выше, чем только транспортировка грузов полуострова на материк и по морским путям в Тихоокеанскую часть и Европу. Сабетта может стать полноценным морским портом. Количество грузов, перевозимых Северным морским путем год от года увеличивается (за три года с 2011 по 2013 год грузооборот увеличился в 5 раз, достигнув 4,2 млн тонн). В 2013 году впервые на проход судов было получено заявок больше от иностранных компаний, чем от отечественных.
Теоретически, порт Сабетта может быть достроен до пропускной мощности 70 млн тонн грузов в год. Есть все основания считать, что подобные мощности будут востребованы. Расстояние через маршрут Севморпути от крупных морских портов России короче традиционного маршрута в Юго-Восточную Азию через Суэцкий канал на 30-50%.
Ограничения накладывают суровые погодные условия, в силу которых навигация на участке пути через моря Северного Ледовитого океана возможна с июня по октябрь. Однако такой путь настолько экономически выгоден, что большинство морских грузоперевозчиков отмечают, что единственным ограничением является отсутствие развитой транспортной и портовой инфраструктуры на пути следования.
Таким образом, решение транспортной проблемы Ямало-Ненецкого автономного округа может стать ступенькой к дальнейшему гармоничному развитию. Перспективы региона и всего Уральского федерального округа с организацией эффективных транспортных путей Заполярья возрастают в разы. Властные структуры России это прекрасно понимают, поэтому проект строительства Северного широтного хода с достройкой морского порта Сабетта получает всестороннюю поддержку.
Фото promros.ru