Сфера услуг РФ переживает кризис
В апреле деловая активность в российской сфере услуг снизилась до минимального уровня за последние 5 лет. Причиной тому послужили многочисленные увольнения сотрудников, сокращение объемов производства и уменьшение количества новых заказов. Такие данные приводят сотрудники компании Markit, выполнившие специализированное исследование по заказу HSBC.
В частности, за последний месяц индекс менеджеров по закупкам (PMI) в сфере услуг упал с 47,7 до 46,8 пунктов. Это самое быстрое и сильное сокращение деловой активности с мая 2009 г. Отметим, что уровень в 50 пунктов символизирует отсутствие динамики, разделяя рост и снижение.
Результаты исследования показали, что наиболее сильно деловая активность уменьшилась в сферах связи, почтовых услуг и финансового посредничества. Складские и транспортные услуги демонстрируют рост активности, а в других сектора динамика отсутствует.
Инфляция всё ещё сильно давит на закупочные цены, хотя и меньше, чем в марте. Эксперты отмечают улучшение прогноза ситуации в отрасли на ближайший год, правда исторически он ещё оставляет желать лучшего.
Аналитики Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ также наблюдали за снижением деловой активности в январе-марте 2014 года. Они считают, что основную роль в отсутствии роста деловой активности сыграло прекращение увеличение спроса на услуги. Это стало причиной соответствующего затухания производственной деятельности предприятий, снижения объемов бизнеса и ухудшения финансового положения организаций из-за уменьшения объемов полученной прибыли. Процесс сокращения персонала стал активнее, компании теряют свой конкурентный потенциал. Среди иных ключевых проблем, ограничивающих развитие сервисного бизнеса, предприниматели называют финансовые ограничения. В частности, 40% опрошенных предпринимателей указали недостаток материальных средств в качестве основного ограничения своего бизнеса. Более трети опрошенных отметили высокую фискальную нагрузку.
«В январе-марте 2014 года спрос и объем предоставляемых услуг значительно снизился, – говорится в мониторинге ЦКИ. – В течение квартала на 2% выросла доля респондентов, считающих недостаточный спрос на свои услуги ведущим ограничивающим фактором. Тем самым, отметка достигла 39%. При этом предприниматели считают, что снижение востребованности коснулось фактически всех типов услуг – как круглогодичных, так и тех, которые испытывают воздействие сезонного фактора». Исключением стал сегмент страхования, правда и здесь темп роста спроса на услуги оказался минимальным за 2 года проведения обследований (+4%).
По словам директора Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгия Остапковича, «граждане России придерживаются сберегательной модели поведения, что приводит к отказу или к ограниченному пользованию необязательных услуг. В итоге потребительский спрос снижается, а ведь именно на его устойчивости базируется благополучие организаций, работающих в сфере сервиса».
«С другой стороны, сфера услуг также реагирует на общее охлаждение экономики и стагнацию промышленности и строительства. Большая часть сервисных организаций испытывает ценовое давление из-за ослабления рубля, не имея возможности повысить стоимость услуг из-за низкого спроса и платежеспособности целевой аудитории. Поэтому мы наблюдаем застой во многих отраслях сервиса, особенно в тех, которые связаны с предоставлением необязательных услуг», — отметил специалист.
Охлаждение деловой активности окажет негативное воздействие на развитие страны как с экономической, но и с социальной точки зрения. Дело в том, что сфера услуг ориентирована на социум едва ли не сильнее, чем иные отрасли российской экономики. Во-первых, население непосредственно пользуется результатами её деятельности. Во-вторых, многие граждане, в том числе те, кто не имеет ярко выраженного специального профессионального образования, работают в данной сфере и, соответственно, их доходы зависят от её благополучия. В особенности это касается «малых» городов России, где нет достаточного количества производственных предприятий для обеспечения должного уровня занятости. «Поэтому государство должно внедрить специальные законодательные и институциональные инициативы, направленные на обеспечение хорошего климата в сфере услуг и поддержание благоприятных тенденций развития отрасли», — заключает Остапкович.
По материалам expert.ru | Фото loveopium.ru.