В последние годы Россия занимает прочные лидирующие позиции среди стран-экспортеров прямых инвестиций. Газпром, ЛУКОЙЛ, «Северсталь», «Евраз», «Мечел», «Норильский никель» или НЛМК хорошо известны за рубежом. Между тем список отечественных компаний с объёмом прямых инвестиций более сотни миллионов долларов существенно больше. Причём ТНК второго эшелона представляют не только нефтегазовую сферу, но также металлургию и иные отрасли экономики страны.

Итак, существует два наиболее распространённых подхода к определению ТНК. В узком смысле к ТНК — это отраслевые лидеры с профильными производственными активами в различных странах, причем заграничная направленность представляется для компаний важной. В широком смысле ТНК – это любые компании, имеющие прямые инвестиции за рубежом, в том числе небольшие фирмы-посредники или обычные экспортеры с подразделениями сбыта за рубежом.

В обоих вариантах определений ТНК среднего размера уделяется недостаточное внимание, а ведь именно их зарубежная инвестиционная активность является свидетельством реальной интернационализации государственной экономики. В случае с Россией речь идет о фирмах с инвестициями от $30-50 до $300-500 млн. К ним относятся компании среднего бизнеса или предприятия с низкой капиталоемкостью, хотя нередко в их число попадают отечественные промышленные гиганты, которые лишь начинают вывоз капитала.

В некоторых случаях организация компанией своего присутствия за рубежом не требует значительных инвестиций. Это особенно характерно для российских фирм, работающих в сфере IT — «Лаборатория Касперского», «Техносерв» и др., а также СМИ и рекламы — «Интерфакс», ИД «Аргументы и факты» и др. Страхование, розничная торговля и пищевая промышленность подчас требуют чуть больше инвестиций. Однако в основном зарубежная экспансия нуждается в существенных капиталовложениях. Хорошим примером образования ТНК второго эшелона является строительная сфера. К примеру, производитель железобетонных изделий и цемента «Евроцемент» владеет предприятиями на Украине и в Узбекистане, инвестировав около $200 млн. Производитель кровельных и изоляционных материалов «Технониколь» вложил свыше $50 млн в заводы на Украине, в Белоруссии, Чехии и Литве. А крупнейший в РФ изготовитель огнеупоров «Магнезит» имеет заводы в Китае, Германии, Словакии и на Украине.


По материалам www.webeconomy.ru | Фото blogs.korrespondent.net.