Прозрачные действия государственной системы формируют доверие не только у народных масс. Очень важно, чтобы доверие к действиям государства испытывали бизнесмены. Этому сегменту партнеров критически важно, чтобы результаты их деятельности имели предсказуемый результат, а конкуренция была здоровой.

Пожалуй, самый непрозрачный сегмент в государственной системе, который часто подрывает веру в заинтересованность чиновников именно в нашем с вами благополучии – тендерные закупки. Как-то закрепилось мнение, что тендеры у нас выигрывают только заинтересованные стороны, но никак не те, кто этого действительно заслуживают.

И часто, раньше чаще, сейчас реже, конкуренция нарушается, в итоге – выигрывает какая-то компания, получает авансом финансирование от государства и пропадает, или не вполне качественно оказывает услуги. 12 ноября 2014 г. ОНФ был проведен круглый стол «За честные закупки», который собрал разных по своему функционалу представителей государства и бизнеса — от этого дискуссия была еще интересней и эффективней.

Куда кривая заведет?

Обсуждали закон №44-ФЗ, который вот уже как год работает. Положа руку на сердце, сей нормативный акт требует не только времени на то, чтобы разобраться в механизме работы самого документа, но и смену восприятия у госслужащего системы госзакупок. Если раньше тендер воспринимался как нечто, покрытое туманом, то сейчас общественный контроль не допустит бессмысленной траты бюджетных средств.

Новый закон меняет подход к отношениям, возникающим между заказчиком (государством) и исполнителем, он направлен на формирование прозрачной системы закупок. Конечно, он имеет шероховатости, которые были выявлены в первый год его работы, и сейчас проводятся работы по их устранению.

Но и результат уже есть: создание единого реестра контрактов, финансируемых из бюджета, реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков).

Возможность публичного рассмотрения жалоб и обсуждения крупных заявок приводит к тому, что «неблагонадежные» отсеиваются, а остаются только те, кто готов взять на себя ответственность своевременно, качественно выполнить работы, уложившись в смету заказа. И это главное! Если бы такая система работала ранее, возможно мы бы избежали растраты бюджетных средств в 2012 году на строительство Ледового городка в Екатеринбурге.

Если смотреть на актуальные заявки на сегодня, то традиционно самыми затратными являются строительные работы и работы по укладке дорог. К примеру, муниципалитет Югры проводит тендер на выполнение в 2015-2017 годах работ по содержанию городских автомобильных дорог. Стоимость проекта составляет 1 782 640 634,00 руб. Вот и посмотрим к 2017 году, в каком состоянии будут наши дороги. А сейчас любой человек имеет право увидеть, как перечисляются деньги за контракт, и если посчитает, что исполнитель грешит качеством – уведомить общественность, благо с современными технологиями это стало совсем легко.

«Опять кладут асфальт на снег!» — гневные посты на одном из крупнейших сайтов Екатеринбурга, вынудили Заказчиков дорожных работ оправдываться: «Буран возник неожиданно, работы не были завершены вовремя. Сейчас исполнитель кладет асфальт, чтобы восстановить безопасность дорожного движения. Весной он вскроет асфальт и сделает работу заново – за свой счет». Можно не сомневаться, за этим будут бдительно следить общественники.

Тем не менее, нарекания к работе системы госазкупок остаются, иначе не потребовалось бы устанавливать за ними общественный контроль. Может у нас неэффективная система госзакупок?

Пока Россия делает первые шаги к прозрачной и некоррупционной системе госзакупок. Некоторые страны страны уже имеют давний положительный опыт реализации этой идеи. Европейская модель госзакупок позаимствована у США и включает централизованную и децентрализованную систему закупок. Часто происходит смешение этих систем, к примеру, в Великобритании координирует «закупочные» действия Казначейство, в подчинении которого находятся отраслевые службы закупок.

Нет предела прозрачности

Общественный контроль коснулся не только госзакупок. Информационное поле «сужается» до рядовых чиновников и становится необъятным для простого человека. Наверное, поэтому курганские чиновники последовали примеру губернатора Курганской области А. Кокорина и отказались от законных льгот в целях экономии бюджета. Конечно, такие поступки народ любит и ценит. А бизнесмены понимают – глава региона рядом, он с ними, думает как они и поступает справедливо.

Что говорить о бюджетных средствах, если отображение статистических данных находится под бдительным глазом народа. Даже такая безобидная информация о мониторинге цен на Южно Урале вызвала шквал негодования у блогеров, потому что не отображает реальную картину. В свою очередь губернатор Челябинской области Борис Дубровский лично обратился к областному Минсельхозу, с просьбой отображать адекватную информацию, а не заниматься никому не нужным приукрашиваем статистики.

Выстраивание прозрачности действий чиновников для государства в целом и для каждого человека в отдельности, в конечном счете, сведет коррупцию к нулю. Именно к этому мы стремимся, доверяя представлять интересы своего народа госслужащим. Да, этот процесс занимает определенное время, и не сразу все могут перестроиться под такой режим открытости, но в качестве результата мы получим эффективно работающую систему распределения бюджетных средств. А еще – мы всегда сможем ее проверить.


Фото torange