«Норникель», госкорпорация «Росатом» и АО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» (ДЦСС, входит в ПАО «НК «Роснефть») подписали во время Восточного экономического форума соглашение о намерениях создать новый ледокол.

Документ фиксирует планы компаний объединить усилия для разработки проекта и строительства двухтопливного ледокола, способного работать на дизеле и сжиженном природном газе. Новое судно будет перевозить грузы «Норникеля» по Северному морскому пути. В перспективе оно заменит ледокол типа «Таймыр», который будет выведен из эксплуатации в 2027–2029 годах. «Первый этап нашей совместной работы — формирование технического задания на новый ледокол. Стоит задача разработать и создать новый тип ледокола — это крупный амбициозный проект. Ключевые параметры, которые нам необходимы: это должен быть мелкосидящий ледокол, предельная допустимая осадка для работы в Енисейском заливе — 9,5 м. Минимальная достаточная мощность — 35 МВт. Вероятно, он будет более универсальным, то есть более мощным и, возможно, шире, чем ледокол типа «Таймыр», — рассказал в интервью «Ъ» старший вице-президент «Норникеля» Сергей Дубовицкий.

Это не первый опыт сотрудничества крупных компаний в деле освоения Российской Арктики. Ранее в этом году «Норникель» и «Росатом» подписали соглашение, которое предполагает увеличение периода оказания ледокольных услуг. Также горно-металлургическая компания заключила соглашение с «Роснефтью» о модернизации и развитии логистических потоков на полуострове Таймыр. Новая договоренность трех компаний также направлена на решение задач национального масштаба и способствует, в частности, увеличению грузооборота Севморпути, созданию российского производства СПГ-ледоколов.

Для «Норникеля» обновление ледокольного флота имеет стратегическое значение. В 2020 году флот компании перевез по Северному морскому пути более полутора миллионов тонн грузов. Возросла нагрузка и на порт Дудинка. В 2021 году был уточнен прогноз по росту росу собственного грузооборота в порту Дудника на 25–30%, объем морских перевозок собственных грузов может возрасти на 30%. Кроме того, объем перевозок и перевалки грузов прочих компаний, реализующих инвестиционные проекты на Таймыре, может составить 0,5 млн тонн и выше. В связи с уточнением прогноза было принято решение о дополнительном инвестировании в портовые мощности и флот. «По результатам прошлой зимней навигации ледовая обстановка была сложной, ледоколов не хватало, и их ресурс подходит к концу. Это общая проблема — потребность в ледоколах растет не только у нас, но и у других компаний в Арктике. Новые ледоколы нужны. Например, у нас намечается инвестиционная программа более чем на 2 трлн рублей, поэтому мы готовы участвовать», — отметил старший вице-президент «Норникеля» Сергей Дубовицкий.

Масштабная модернизация началась в порту Дудинка в 2019 году. В этом году завершается программа замены 10 мобильных кранов, заменен 1 портальный кран, значительный перечень прочей портовой техники (различного рода погрузчики, автотранспорт), выполнена масштабная программа капитальных ремонтов техники и причальных стенок.

«Ледокольный флот – флагман масштабной модернизации транспортной инфраструктуры Норильского промышленного района. «Норникель» наращивает объем перевозок для своевременной реализации стратегических инвестиционных проектов в регионе. Новый ледокол поможет компании решать стоящие перед ней амбициозные задачи, а соглашение с «Росатомом» и ДЦСС станет важным шагом в развитии партнерства ведущих российских компаний в области развития Арктики», — подчеркнул во время подписания соглашения президент «Норникеля» Владимир Потанин.