Сумма расторгнутых за год госконтрактов в строительстве превысила 1 трлн рублей. Кроме значительного подорожания стройматериалов и расхождения цены контракта с рынком, основной причиной проблемы стало несоответствие потенциала подрядчика поставленной задаче.

–– Нам остро необходим механизм для минимизации случаев необъективной оценки подрядчика, –– считает эксперт в области саморегулирования в строительстве, вице-президент Национального объединения строителей Антон Мороз. –– Зачастую, зайдя на тендер, компания применяет жёсткий демпинг, чтобы получить заказ. А потом выясняется, что построить за эту стоимость не может, плюс изначально низкий KPI организации.

Правоприменение 44-ФЗ в ходе процесса выбора исполнителя госконтракта на местах нередко сводится к выбору самой низкой цены контракта. Как отмечает эксперт, это негативно влияет на социально-экономическое развитие территорий.

–– Количество объектов незавершенного строительства сегодня составляет 63,9 тысяч на общую сумму 3,9 трлн рублей, –– говорит Антон Мороз. –– Проблема не только в неэффективном расходовании бюджетных средств. Прежде всего, это значит, что потребитель вовремя не получил детский сад, больницу, школу, общежитие, спортивный зал.

По мнению вице-президента НОСТРОЙ Антона Мороза, оптимальным механизмом выбора исполнителя по проведению работ должен стать рейтинг деловой репутации подрядной организации. При оценке компании будет учитываться опыт работы, оценка портфеля договоров, ответственность по договорам, квалификация специалистов, опыт работников в штате, финансовые, материальные ресурсы и ещё десятки важных критериев.

–– Механизм рейтингования позволит осуществить переход от критерия «цена» к критерию «опыт», –– подчеркнул Мороз. –– Кроме необходимого уровня объективности, рейтингование обеспечит заказчику дополнительные гарантии безопасности и качества выполнения строительных работ. А подрядным организациям, при условии соответствия критериям рейтинга, откроет доступ к ряду преференций, включая сокращение количества проверок, льготные условия страхования и кредитования.

НОСТРОЙ последовательно выступает за внесение необходимых поправок в вопросы правового регулирования госзакупок в сфере строительства. Подготовлены проекты полной и сокращённой версий методологии механизма, программное обеспечение, проекты правовых актов.

По оценкам экспертов, внедрение рейтингования позволит уже к 2024 г. снизить до уровня 10% объем расторгнутых государственных (муниципальных) контрактов. В результате своевременного выполнения договорных обязательств россияне получат недостающие детские сады, поликлиники, школы, другие объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры ещё на сумму более 100 млрд. рублей.