1467901074_1024px-ya-3_before_test_trial_june_1926._driver_is_the_chief_designer_v.v.danilov

В 2016 году ОАО «Ярославский моторный завод» (входит в группу ГАЗ) празднует сразу несколько знаковых юбилеев – столетие основания предприятия и годовщины массовых автопробегов 1926 и 1936 годов.

«Автомобильный завод акционерного общества В.А. Лебедева» был создан в Ярославле почти 100 лет назад – 20 октября 1916 года. С 1926 года ярославцы стали организаторами собственных и участниками общероссийских автопробегов. Их проводили для испытания моторов и шин. Кроме того, автопробеги демонстрировали достижения советской промышленности.

В 20-е годы XX века Ярославский автомобильный завод стал экспериментальной базой для создания образцов новой техники. Наряду с производством автомобилей он освоил выпуск двухэтажных троллейбусов, автобусов, большегрузных самосвалов, тягачей. Первый грузовик Я-3 был показан в Ярославле 7 ноября 1925 года. Выпустили две машины, которые успешно прошли испытательные пробеги: одна до Ростова Великого, вторая – до Москвы.

Первый испытательный пробег с участием ярославских автомобилей состоялся в июле 1926 года по маршруту Ярославль – Подольск – Малоярославец – Рославль – Смоленск – Витебск – Псков – Луга – Ленинград – Новгород – Тверь – Москва – Ярославль. В пробеге участвовали две 3,5-тонные автомашины Я-3. Несмотря на плохое качество грунтовых дорог, автомобили прошли все 2726 км без поломок. За следующий год в Ярославле было выпущено 120 таких автомашин.

Также в 2016 году исполняется 80 лет автопробегу 1936 года, организованному для испытания выпущенных резино-асбестовым комбинатом (Ярославский шинный завод) новых покрышек и камер из синтетического каучука. Протяженность пути составила более 10 тысяч километров по шоссейным и грунтовым дорогам от Москвы до Сочи и Тбилиси. Продолжительность пробега составила 59 дней. В пробеге участвовали инженеры и техники (всего 57 человек), которые должны были определить лучший сорт резины.

Что важно, становление автомобилестроения в России было тесно связано с развитием целого ряда новых технологий. Знаковую роль, к примеру, сыграла асбестовая промышленность. Так, хризотил-асбест, добываемый на предприятиях СССР, активно использовался в производстве синтетического каучука, в создании всевозможных прокладок и теплоизоляции, был основным связующим элементом тормозных колодок.

К слову, хризотил-асбест – волокнистый минерал, широко используемый в самых разных областях промышленности от строительных материалов до ракетостроения – до сих пор используется в создании некоторых видов тормозных колодок, как для автомобилей, так и для скоростных поездов, и показывает результаты, недоступные аналогам.