Бизнес Журнал

ЛАНИТ и Институт национальных проектов осуществили исследование нового поколения, выходящего на рынок труда

15:33, 28 июня 2022

В 2021 году ЛАНИТ, экономический факультет Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и Институт национальных проектов осуществили исследование ценностей и мотивации молодых людей, рожденных после 1995 года и в настоящее время массово выходящих на рынок труда. В основу исследования легло изучение мирового и российского опыта работы с новым поколением, анализ длинных рядов данных международной статистики. Кроме того, были специально проведены интервью с сотрудниками кадровых служб и преподавателями вузов, фокус-группы с молодыми сотрудниками. В дополнение к этому прошел количественный социологический опрос, участниками которого стали 1853 сотрудника группы ЛАНИТ и 4729 студентов из 17 вузов.

Благодаря исследованию авторам удалось убедиться в том, что представления о поколенческих различиях в ряде случаев преувеличены. Таким образом, для организации эффективной работы людей, рожденных после 1995 года, нужна не специально выстроенная система мотивации, а корректировка ее некоторых элементов.

Полученные результаты не подтвердили мнение о том, что на мотивацию молодых сотрудников большое влияние оказывают такие факторы, как бренд работодателя, статус и должность в компании или приверженность компании экологической повестке. При этом конкурентную зарплату большинство опрошенных назвали ключевым мотиватором на работе.

Помимо этого для молодых сотрудников большое значение имеет возможность наращивать свои компетенции. Это второй по значимости мотиватор после дохода, а также фактор, из-за которого молодые люди готовы выбрать для работы компанию, предлагающую зарплату на 30% ниже.

Повышенный интерес к собственному развитию у молодежи сочетается с высоким спросом на индивидуальный подход. Так, работа рассматривается как средство для достижения индивидуальных целей в саморазвитии, создании и укреплении семьи, повышении качества жизни и т.д. Работодателю важно демонстрировать преимущества работы в компании для каждого конкретного сотрудника, а также учитывать то, что зумеры ценят широкое разнообразие задач, позволяющее им отвлекаться от рутины и приобретать опыт сразу в нескольких сферах.

Вместе с этим, по сравнению с предыдущим поколением, молодежь менее склонна к переработкам и, в целом, к работе в ущерб личной жизни. Также выделяется повышенный интерес к обучению тайм-менеджменту и к эффективной организации труда.

В рамках образовательных программ ценным для зумеров является получение практических, прикладных знаний и компетенций, реального опыта. В связи с этим, мягкое наставничество со стороны коллег и руководителя может послужить стимулом для более полного и эффективного прохождения образовательных курсов.

Результаты исследования выделили две черты сотрудников-зумеров: желание поддерживать собственный физический и психологический комфорт и неготовность в некоторых случаях брать на себя ответственность за принимаемые решения, быть самостоятельными. По этой причине наблюдается стремление дистанцироваться от принятия решений при активном использовании ресурсов группы.

Кроме того, рожденные после 1995 года, менее склонны соблюдать правила, не вникая при этом в их суть. При работе с зумерами нужно пояснять логику и необходимость правил и обосновывать, какая польза от них компании или самому сотруднику. Также молодые сотрудники ценят авторитет, который основан не на статусе руководителя, а на его профессионализме. Это означает, что руководитель должен быть “играющим тренером”, способным продемонстрировать свою компетентность.

Ирина Бармина, директор по персоналу группы ЛАНИТ, рассказала, что совместное исследование выявило у людей, рожденных после 1995 года, интересные особенности мотивации, которые необходимо учитывать. Она уверена, что точечное изменение существующих систем, опирающееся на особенности разных поколений, а также обучение наставников и руководителей будет способствовать повышению эффективности взаимодействия при работе над общими задачами. “Рекомендуем взять в работу для улучшения существующих программ привлечения и удержания персонала”, — добавила Ирина Бармина.

Елена Никишина, директор по стратегическому развитию Института национальных проектов, доцент экономического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, отметила, что  исследуемое поколение людей в данный момент находится в процессе формирования ценностей, на изменение которых влияют работа, учеба и окружающая среда. Также она подчеркнула, что при выстраивании эффективной системы управления и мотивации необходимо обращать внимание не только на поколенческие, но и на страновые, региональные и профессиональные особенности.

Другие новости