Новая реальность и время возможностей

Делать прогнозы и давать советы – занятие неблагодарное. Но я все же попробую.

Андрей Фирсов

На дворе отличное время. Кто это понимает – многого добьется.

Новая реальность не такая уж новая. Благодаря провидению, опять мы стоим у открытого окна возможностей. Все эти разговоры о том, что кризис в головах. Прекраснодушные сказочки. Утомили истории о том, что для наших производителей наступает время разлюли-малины. Все это говорят те, кто сам в своей жизни даже уборной не построил и честно считает, что булки растут на деревьях.

Андрей Фирсов:
Кому война (кому будет тяжело в кризис):
— бизнесы, что построены на долгосрочных инвестициях;
— кто отвык работать и привык получать деньги ни за что;
— особенно тяжело будет производителям (любым), рынку недвижимости, авторынку и банкам (хотя с последними все не так однозначно).

Придется опять забыть о долгосрочных проектах. Успешен будет тот, кто играет в короткую. А потому продавцы опять «обставят» производителей. Для того, чтобы что-то произвести, требуется слишком много времени. Слишком велики риски. А потому схема «купи-продай» опять рулит. Да, это недальновидно. Да, «религия» против. Но грядет время «перекупов». Купил по одной цене. Дождался роста курса и продал в 2-3 раза дороже. Вот и вся недолга. А деньги взял у родственников или продал почку, или ограбил старушку-процентщицу. Тут уж, кому как «повезет».

Затем никто не отменял эффект «губной помады». Нас ждет время блеска и нищеты. Востребовано самое дешевое и самое понтовое. Мы снова похороним средний класс и его привычки. Как бы ни было грустно. Успешны будут те, кто либо будет демпинговать, либо продавать премиальные товары. Потому крупные сетевые магазины типа Ашана только выиграют. И продажа роскоши очень скоро пойдет в гору. Сейчас люди просто взяли паузу. Но в такой ситуации, богатые всегда становятся еще богаче, а бедные – беднее. Рынок пойдет за клиентом.

Недвижимость и авторынки без кредитов умрут. Правда, ненадолго. Они снова перестанут быть массовыми. Будут зарабатывать на марже и перепродаже уже имеющегося.

Что будет с банковским сектором, сказать не берусь. Но отсутствие дешевых длинных денег изменит, в первую очередь, именно этот рынок.

Андрей Фирсов

В этой стране не будет денег. Люди и их отношения – наш главный капитал.

Раз в стране не будет денег. Кончится «потреблядство». Вещи престанут выбрасывать. Их снова начнут ремонтировать. И на этом поднимется рынок услуг. Хотя произойдет это не стремительно. Люди не быстро меняют свои привычки.

Выиграет и рынок красоты и здоровья. Он еще в прошлый кризис единственный уверенно рос, когда другие разорялись. Да, я не могу позволить себе покупку квартиры, машины или поездку зарубеж. На это недостаточно средств. Потому я потрачу их «на себя любимую». Эта логика спасала салоны красоты и медицинские центры. Спасет и сейчас.

Андрей Фирсов
Кому мать родна (время возможностей наступает для):
— рынков с высокой оборачиваемостью капитала (особенно, торговля как оптовая, так и розничная);
— «антиподов» (дискаунтеры и рынок премиальных товаров);
— в первую очередь, это рынки услуг (особенно, бытовых: ремонт техники и одежды), товаров для красоты и здоровья, и детских товаров и услуг.

Отдельная тема – товары и услуги для детей. Сейчас этот рынок падает. И как в том анекдоте, где подорожали водка, и дети стали меньше есть, а не папа меньше пить. Но подозреваю, это не на долго. Мы слишком любим своих детей и их слишком много (хотя слишком в этом деле не бывает). Потому это очень перспективный сегмент. Ростом на этом рынке этот «кризис» будет отличаться от прежних.

Пару слов о рынке рекламы и маркетинга. Он родной. Он на виду. Хотя на экономику страны он влияет слабо. При условии, что реальной конкуренции на очень многих рынках (я не про базары, там с рекламой и маркетингом все «ок») у нас так и не появилось. А реклама и маркетинг существовали для красоты. От «балласта» будут избавляться. Да, это негуманно. Но для рынка это явный плюс. Будут востребованы простые, но действенные решения. Востребованы будут профессионалы-универсалы. Что делают не «пуговицы» («сайты», «макеты», «ролики», «визитки»), а решают проблемы клиента (приводят покупателей и увеличивают доходы компании). При этом делают это быстро, качественно и недорого. Да, очень может быть, что рынок вернется к бартеру. Что нас захлестнет волна «хитрожадности» и кризис неплатежей. Но это не повод сидеть сложа руки.

Не собираюсь никого лечить. Просто знаю, что кризис – нормальное состояние любой системы. Кризис – это точка роста. На дворе отличное время. Кто это понимает – многого добьется.

Но, даже это не главное. В этой стране не будет денег. Но люди и их отношения никуда не денутся. И тот, кто сможет договориться, тот и будет владеть миром.


Фото culture

Андрей Фирсов
Директор «Экспертиза коммуникаций»
Андрей Фирсов

Работал в Екатеринбурге, Тюмени, Челябинске, Перми и Кургане.
Эксперт, досконально знающий колониальный рынок и эффективно решающий проблемы в области привлечения клиентов и роста доходов.
Первым разгадал маркетинговый КОД.
Видел живого Котлера.

17 лет – опыт работы и практического консультирования в области маркетинговых исследований.
10 лет – опыт работы в области рекламы, стратегического планирования и оценки эффективности маркетинговых коммуникаций.

Консультирование по вопросам оценки эффективности маркетинговых коммуникаций.

Опыт консультирования таких компаний как ГК «Автоград»,ОАО «Запсибкомбанк», 72.ru, Комстар Западная Сибирь, «Уралтел» («МТС-Екатерибург»), ЗАО «Уральский GSM» («Мегафон-Урал»), ЮУСТ (Челябинск), ОАО «Уралсвязьинформ» («Utel»), ЗАО «Урал-ТрансТелеКом», сеть магазинов «ЛЕО» (ООО «Альфа-К»), ТС «Монетка», ТРЦ «Алатырь», ООО Римэкс, Пищевой комбинат «Хороший вкус», «Домус-Тевади», ООО «Лад» (вода «Уральская»), ОАО «Жировой комбинат» Екатеринбург, ООО «Шиловское» и мн. др.

Научное консультирование и организация более 50 проектов маркетинговых исследований (промышленные рынки, потребительские рынки, рынок услуг).