Консультативная группа помощи малообеспеченным слоям населения (CGAP) и Фонд государственного строительства и миростроительства Группы Всемирного банка обнародовали актуальный отчёт, проливающий свет на важность качественных финансовых услуг в периоды гуманитарных кризисов. Такие глобальные бедствия, как сирийский кризис, подвергают риску многих уязвимых людей. В отчёте содержатся конкретные рекомендации для участников процессов развития, а также игроков из правительственного и финансового секторов относительно объединения мер краткосрочной гуманитарной помощи с более долгосрочной финансовой инклюзией.

По подсчётам Управления верховного комиссара Организации Объединённых Наций по делам беженцев, начиная с 2015 года число вынужденных переселенцев, покинувших свои дома по причинам военных действий, локальных конфликтов и стихийных бедствий, достигло рекордного показателя в 65 млн. человек. Хотя такие кризисы различаются по характеру и сфере влияния, их число, тяжесть и сложность стабильно возрастает. Более 90 процентов беженцев принимают у себя развивающиеся страны, что налагает порой невыносимое бремя на их инфраструктуру, коммунальное хозяйство и рынки. Гуманитарные кризисы представляют собой колоссальную проблему для процессов развития, а финансовая инклюзия — обеспечение доступа и возможности пользования финансовых сервисов для всех слоёв общества вне зависимости от уровня их дохода, — является одной из потенциально важных возможностей оказания поддержки людям, пострадавшим от подобных кризисов.

Отчёт под названием «Роль финансовых сервисов в разрешении гуманитарных кризисов (The Role of Financial Services in Humanitarian Crises)» синтезирует эмпирические доказательства и практический опыт. Для населения, затронутого кризисов, способность справляться с шоком имеет жизненно важное значение, учитывая тот факт, что дестабилизирующий эффект шока зачастую усиливается шаткостью и нестабильностью ситуации. Несмотря на насущную потребность в официальных финансовых сервисах во кризисные времена, доступ к этим сервисам крайне ограничен. Финансовые услуги помогают людям, оказавшимся в кризисной ситуации, справляться с ней самыми различными способами.

Денежные переводы помогают обеспечивать людей средствами к существованию: В Кении люди использовали сервис мобильных денег M-Pesa для отправки денежных переводов друзьям и близким в ходе силовых акций, возникших после выборов в 2007 и 2008 гг.

Накопления повышают жизнестойкость людей: Семьи, имевшие депозитные счета, смогли быстрее оправиться от последствий тайфуна Хайян на Филиппинах.

Страховка снижает степень уязвимости: фермеры в засушливых районах Сенегала и Буркина-Фасо, располагающие полисами страхования, получают более высокий урожай.

Ваучеры и наличные переводы оказывают мультипликационный эффект на экономику: Электронные переводы способны ускорить доставку и сократить процент утечек.

Несмотря на потенциально положительную роль финансовых сервисов в жизни людей, пострадавших от кризиса, по-прежнему существует множество важных барьеров, требующих преодоления. В число таких барьеров входит ограниченная или неразвитая финансовая инфраструктура, неподготовленная для обработки возрастающего числа финансовых операций после кризиса; непродуманная правовая и нормативная база, ограничивающая способность некоторых субъектов (например, операторов мобильной связи) предлагать услуги мобильных денег в качестве каналов распространения денежной помощи; и поставщики финансовых сервисов, не располагающие эффективными системами риск-менеджмента для противостояния проблемам с ликвидностью и нагрузкой на инфраструктуру, которые часто сопровождают кризисные ситуации.

Майяда Эль-Зогби (Mayada El-Zoghbi), руководитель группы стратегического планирования, разработки и исследований CGAP, отметила: «Существует колоссальный потенциал для использования финансовой системы в качестве средства для оказания поддержки населению в подготовке к кризисным ситуациям. Являясь сообществом практикующих специалистов и благотворителей, мы находимся в самом начале пути, реализовав лишь малую часть того, что может быть сделано для помощи людям, оказавшимся в беде. Мы надеемся, что этот отчёт поможет практикам, донорам и политикам осуществлять правильные инвестиции и принимать правильные регуляторные решения».

В отчёте описывается, как благотворители и другие ключевые игроки могут использовать финансовые сервисы в качестве инструментов для подготовки к кризисным ситуациям и управления ними посредством включения целей финансовой инклюзии в гуманитарные программы.

Цейла Пазарбасиоглу (Ceyla Pazarbasioglu), старший директор по вопросам финансов и глобальных рыночных практик Группы Всемирного банка, заявила: «Этот отчёт поможет достичь значительного прогресса в глобальной политической дискуссии и стимулировании дальнейшего изучения роли финансовых сервисов в вопросах обеспечения стабильных средств к существованию для людей в условиях кризиса».