Бизнес журнал

Ваше дело — труба

19:15, 2 февраля 2017

В пензенских СМИ в последнее время появилось много материалов о ситуации в Кузнецке, в которых владельцы подлежащих сносу домом в охранной зоне нефтепровода «Дружба» говорят, что они «ничего не знали» про нефтепровод. Местный житель, представившийся Лешей, объяснил нам, что это вранье − о нефтепроводе знали все.

− Шум у нас здесь стоит большой. Шутка ли, три десятка повесток о сносе домов. Людей, конечно, жалко, только они сами виноваты, — говорит Алексей.

— О нефтепроводе знали все. Да и как они могли не знать, если десять лет назад весь город стал черным от горевшей нефти [29 января 2003 года в 4 км от Кузнецка из нефтепровода «Дружба» вылилось 10 тыс. тонн нефти. Нефть загорелась. Один человек погиб, трое получили ожоги. Пожар тушили сутки несколько сотен человек. – ред]. С тех пор участки поближе к трубе всегда стоили вдвое дешевле, те же «половинчатые участки» [Участки, где охранная зона частично заходит на участок. – ред]. Самой дешевой земля была в конце девяностых – начале двухтысячных, аккурат, перед пожаром, а дальше как у нас водится. При строительстве один подвинул дом к трубе. За ним второй, третий. А властям наплевать, деньги им заплатили, и ладно. Те кто построился в самом начале постепенно переносили свои дома ближе к трубе. Получали разрешение под одно, а потом со временем строили другое, уже ближе. Сначала это были бани и бытовки, потом уже капитальные сооружения на нормальных фундаментах. А дальше дачная амнистия. Администрации было все равно, какие бумаги под это дело подписывать.

— Конечно, бумажками разными запасались. Тут труба с топливом проходит, так от них бумажку получали, что все в порядке. Им не жалко, читал, у них охранная зона 100 метров, а у нефтяников 200. А наши власти за деньги дадут бумажку, что можешь хоть на Луне строиться.

— Вот пишут, что четыре дома были в этом месте до трубы. Но они были с другой стороны трубы. Как с ними нефтяники договорились, я не знаю. Но сейчас у нас это запросто. Эти дома точно стоят рядом с трубой, давно их уже надо было убрать. Теперь их владельцы пытаются поднять народ, мол, все вместе надавим на нефтяников и заставим трубу перенести. А куда ее переносить? У нас тут везде понатыкали поселков, удобно рядом с трассой. Захотел – час и в Пензу, или в другую сторону на Волгу.

— Мэр обещал разобраться и никого на улицу не выкидывать. Бюджет поможет. Ага, из моего кармана вынут и бедняжкам отдадут.

— Те, кто здесь давно живет, от трубы стараются держать подальше. Я сам после пожара неделю отчищал стены от сажи. А приезжие, хоть говори им, хоть не говори, надеются на авось, благо, что дешево землю уступают.

Другие наши собеседники также подтвердили, что о нефтепроводе было известно всем жителям.

— Мой дом далеко от трубы, − говорит Оксана. − Во время пожара я здесь не жила, но соседи рассказывали, какое страшное было пламя. Люди хватали вещи и бежали с детьми. Тогда обошлось, а вдруг не обойдется. У многих после этого до сих пор узелочки стоят, чтобы в случае чего схватить и деру. Так что про нефть все знали, это абсолютно точно. Пусть теперь разбираются, кто, что, какие документы, откуда взяли. Может, сами виноваты, может, чиновники не предупредили. Так хоть бы подумали, почему земля такая дешевая.

У владельцев попадающих под снос домов сформировалась единая позиция: раз трубу «Дружба-1» из границ Пензы нефтяники вынесли, то пусть выносят и «Дружбу-2», которая проходит рядом с Кузнецком.

По-видимому, данная история надолго. Лишать людей единственного жилья вряд ли кто осмелится, да и капитальные дома сносить никто не стремится. Пока нефтяники подали 26 исков на снос. Посмотрим, чем закончатся суды.

Мэр Кузнецка Сергей Златогорский обещает подойти к каждому случаю индивидуально с учетом всех нюансов, и без крыши над головой никого не оставить.

Другие новости