144. ФОТО_Валерий ОвечкинСистема государственных закупок не только в России, но и в большинстве других стран мира, признается одной из самых подверженных коррупции сфер деятельности. Коррупционные схемы включают в себя намеренное снижение цены выполняемых работ, выставление минимальных сроков работ и максимальных объемов работ, что является невыполнимыми требованиями для сторонних участников. Фирмы, участвующие в коррупционных схемах, платят «откаты» государственным структурам, проводящим закупки.

Минимизировать коррупцию в сфере госзакупок возможно лишь при условии преодоления следующих существующих сложностей. Первая из них – недостаточный уровень нормативно-правового обеспечения борьбы с коррупцией в сфере госзакупок. Контроль проведения госзакупок был существенно ужесточен с принятием в 2013 г. 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Однако закон содержит многочисленные спорные моменты, сохраняющие почву для коррупционных проявлений в сфере госзакупок (например – двухэтапность конкурса согласно ст.57 ФЗ, возможность закрытого определения поставщиков согласно ст. 84 ФЗ, и т.д.).

Вторая проблема – несогласованность действий проверяющих инстанций. Государственные закупки контролируются уполномоченными федеральными и муниципальными органами власти – контрольно-счетными палатами, отделами по борьбе с коррупцией в составе органов исполнительной власти, правоохранительными органами. Проверки осуществляются в отношении заказчиков работ, контрактных служб и управляющих, комиссий по осуществлению закупок, иных уполномоченных учреждений, организаций и площадок, однако частота проверок не должна превышать 1 раза в 6 месяцев. В случае выявления нарушений составляются протоколы, подаются иски в суд. Необходимо повысить эффективность и частоту проверок госзакупок контролирующими органами.

Серьезным препятствием для полноценной борьбы с коррупцией в сфере госзакупок является отсутствие в УК РФ составов преступлений, которые бы предусматривали уголовную ответственность за злоупотребления в сфере государственных закупок. Причастных к коррупционным действиям лиц могут привлечь по статьям УК РФ за мошенничество, злоупотребление служебным положением, получение взятки (в более редких случаях). Этот пробел в законодательстве усложняет борьбу с коррупцией в сфере госзакупок.

В числе наиболее эффективных инструментов борьбы с коррупцией в сфере госзакупок можно назвать: ужесточение и совершенствование нормативно-правовой базы, обеспечение гласности и прозрачности процесса государственных закупок, внедрение представителей общественных организаций в состав комиссий по проведению закупок, профилактическую деятельность в органах власти и управления различных уровней.

Валерий Овечкин, http://ovechkin.biz, Эксперт №1 в России по заработку на госзакупках.

Декан факультета госзакупок Корпоративного Университета при ТПП РФ.

Создатель программ «Интенсив ГОСЗАКУПКИ» и «Консалтинг ГОСЗАКУПКИ»