В четверг в Москве закончилась выставка TransRussia – одна из крупнейших в сфере грузовых перевозок. Помимо обсуждения последних законодательных инициатив и насущных вопросов значительная часть внимания была уделена последним тенденциям в логистике. Поэтому одной из центральных тем стала тема комплексных 3PL-услуг.

Как отмечают аналитики, эта доля рынка активно растет. По их оценкам, объем рынка 3PL-услуг по результатам прошлого года достиг 245 млрд рублей. А уже к концу этого года, отмечают эксперты, прирост рынка составит более чем 8% — и достигнет 265 млрд рублей.

При этом пока доля 3PL-услуг в общем объеме рынка транспортных услуг относительно невелика и занимает от 3 до 8%. Это объясняется неровным отношением к аутсорсингу в бизнес-среде в целом. Кто-то перешел на эти услуги полностью, кто-то все еще содержит свой автопарк и несет полностью издержки за него самостоятельно, а некоторые компании комбинируют оба формата.

Однако тенденция роста популярности передачи логистических функций профильным игрокам – налицо, и объясняется это главным образом скрытыми издержками. Речь идет и о расходах за простой машин, и о налогах и сборах за проезд по федеральным трассам, наконец, просто о временных расходах на менеджмент. Так, в компании M.A.Research подсчитали, что обращение к 3PL-порвайдерам позволяет сэкономить от 10 до 30% по сравнению с содержанием своего парка.

Нельзя, впрочем, однозначно утверждать, что содержание собственного автопарка невыгодно для предпринимателей. В качестве успешного примера можно ретейлер «Дикси», который имеет собственную 1 тыс. грузовиков. В 2016 году капитальные расходы «Дикси» составили 3,2 млрд рублей, причем транспортные расходы занимали основную часть — 3,1 млрд рублей. Но уже спустя год – в 2017-м – эти затраты значительно сократились до 1,8 млрд и 2,1 млрд рублей соответственно. Повлияло на это совершенствование логистики, увеличение загрузки собственного автопарка, а также уменьшение импортных поставок. Иначе говоря, при содержании своих машин нужно быть готовым постоянно в них вкладываться и совершенствовать логистическую систему.

Еще один плюс  3PL-провайдеров в том, что помимо непосредственно комплекса логистических услуг они дают своим клиентам доступ к аналитическим ресурсам и инновациям. «Кроме услуг по проектированию и управлению цепочками поставок, ответственного хранения и складских операций и т. д., мы предлагаем клиентам уникальные IТ-решения для автоматизации процессов и интеграции с клиентом, включая, например, имитационное моделирование для проектирования цепочек поставок, управление обратной логистикой и многое другое», — говорит представитель группы компаний «Деловые Линии» Александр Лашкевич.

Во многом популярность 3PL- услуг обеспечивается именно этой аналитической поддержкой, которая совершенствует в результате все бизнес-процессы.