Круглый стол, организованный ГК «Деловые Линии», собрал десяток представителей рынка грузоперевозок Уральского региона. Среди присутствовавших были представители компаний «Автотеплотехник», «СпецСнаб», «Караван», «Мечел транс авто», «Транспортные технологии», «РомидТранс»,«Сталепромышленная компания», «МЗ Автотранс», «СараАвто», «ПАТ 7» и «Емантрансавто». Участники встречи обсуждали насущные проблемы отрасли и предлагали свои варианты решений. Итоги беседы направлены на рассмотрение министра транспорта Свердловской области.

Режим труда и отдыха — это первая из обсуждаемых на круглом столе тем на рынке. Проблемным данный вопрос стал ввиду действия приказа №15 Минтранса РФ. В частности, в нем сказано, что рабочее время водителя в неделю не должно превышать 42 часов. Кроме того, в пути без остановки водитель может находиться не более 4 часов. Эти моменты делают приказ трудно выполнимым. Поэтому грузоперевозчики просят пересмотреть параметры.

«Существует рабочая группа, которая консолидирует мнение игроков рынка и пытается сделать приказ рабочим, чтобы его можно было применять на практике», — отметил директор управления по экспедиторской деятельности «Деловых Линий» Михаил Петров.

Транспортные компании снижают норму ежесуточных пробегов и ставят в договорах с клиентами ограничение пробега до 500 километров в день. Тогда как средний пробег дальнобойщика по России — около 700 километров.

Между тем, исполнение приказа строго отслеживается. По словам представителя пермской компании «МЗ-Автотранс», сотрудники ГИБДД вместе с прокуратурой и трудинспекцией регулярно проводят проверки.

Еще один вопрос, обсуждавшийся на круглом столе, — способы оплаты сопутствующих услуг перевозчиков. Известно, что большая часть стоянок в регионе работают только с наличными деньгами. «Если бы государство заставило всех обязательно работать по безналу, то проблема выдачи и контроля наличных денег за рейс была бы решена», — считают участники обсуждения. Многие компании также ждут появления функции электронных накладных.

Помимо прочего, остается актуальным вопрос автоматического весового контроля грузовых машин. По словам Михаила Петрова, метод взвешивания некорректен и требует доработок.

Известно, что во время торможения на скорости погрешность в измерении веса может достигать 10-15%. «Кроме того, можно перенастроить весы, и об этом никто не узнает, — пояснил Михаил Петров. — Если поверку сделали, то информация об этом должна быть в открытом доступе, в интернете. И все это должно отражаться в сертификате взвешивания».

Немало сложностей есть и в вопросе источников финансирования отрасли перевозок. По словам участников встречи, проблема заключается в том, что крупные банки позиционируют отрасль грузоперевозок как нежелательную для кредитования.

«Я много слышу о поддержке малого бизнеса, видел предложения «Альфа-банка», ВТБ, «Сбербанка» о кредитах от 50 миллионов рублей под 10-11% годовых. Но как только мы подаем пакет документов, и банки видят ОКВЭД 49, то зачастую получаем отказ без объяснения причин», — рассказал один из участников круглого стола.

А вот система «Платон», уже отошла в перечне актуальных вопросов на задний план. Участники рынка просто смирились с данной системой и выполняют ее требования.

Использование газового топлива — еще один вопрос, вынесенный на обсуждение. ГК «Деловые Линии» в тестовом режиме используют транспорт, оборудованный под использование газа: по маршруту Москва—Санкт-Петербург курсируют пять тягачей Scania. По данным группы компаний, экономия топлива составляет 30-40% ежедневно. Однако полный переход на газовое топливо не планируется, так как сеть газовых заправок в регионе пока не расширена.

Завершая встречу, участники обсудили острый социальный вопрос, проблемный для отрасли — пьянство водителей. Грузоперевозчики резонно категоричны в этом вопросе. Но проблема в том, что уволенный за пьянство водитель легко может устроиться на новую работу в этой же отрасли. Централизованный выход из подобной ситуации, по мнению специалистов, — единая база водителей.

«Миграция водителей есть везде, — пояснил Михаил Петров. — Но можно сделать систему, которая бы присваивала водителю класс, доступ к просмотру которого был бы общедоступен. То есть, принимая сотрудника на работу, ты уже видишь определенный рейтинг. Знаешь, что он три раза был в авариях, один раз попался на чем-то другом и прочее».

ГК «Деловые Линии» в данный момент работают над системой внутреннего рейтинга водителей. «Если водитель попал в аварию по своей вине, то это минус в его рейтинге, за пьянку — обнуление рейтинга», — рассказал Михаил Петров.

Итогом встречи стало общее воодушевление и готовность справляться с трудностями.

«Транспортные компании развиваются, совершенствуют процессы, вводят системы оптимизации, задумываются о поведении и изменениях на рынке в целом, — сказал в заключении Петров. — Можно сказать, что это уже не просто владельцы машин, а полноценные участники сложного и развивающегося рынка».